На подъезде к острову Лидо, где проходит 64-й Венецианский кинофестиваль, гостей встречает горилла в два человеческих роста. Монументальное животное снабжено не менее впечатляющими половыми признаками оптимистично-красного цвета. Что она там делает — непонятно, но это никого и не интересует — девушки просто с удовольствием фотографируются с недвижимым зверем. В конце концов, если весь город забит крылатыми львами, то почему бы и не горилла?
Фестиваль этого года, несмотря на некруглую нумерацию, считается юбилейным: первый раз Мостра открылась семьдесят пять лет назад, чему виной стали понятные сложности европейской истории двадцатого века. Решив, что физическое течение времени важнее формальной хронологии, дату отмечает со всем приличествующим размахом. Например, пройдет ретроспектива Александра Клюге, который оказался ровесником фестиваля: ему 75, нам 75 — логика понятна. Тарантино, в свою очередь, делает программу «тайная история итальянского кино», посвященную спагетти-вестернам.
Город увешан афишами «Вестерн по-итальянски» — видимо, в слове «спагетти» здесь видится что-то обидное.
Хотя официальное открытие состоится только сегодня «Искуплением» Джо Райта, показы начались со вчерашнего дня. И, как это ни удивительно, на фестивальную публику произвел большое впечатление гениальный «Груз-200» Балабанова — запланированы новые показы, всем страшно нравится, хотя что они уж там видят и как им «Маленький плот» Юрия Лозы, совершенно непонятно. А впрочем, не будем снобами — разобрались же мы когда-то со специфически итальянским Тинто Брассом и с Дарио Ардженто разобрались — наверное, итальянцы и с Лозой разберутся. Посмотрим, как они отнесутся к «Отрыву» Миндадзе, который здесь также покажут вне конкурса.
Главной российской надеждой, тем не менее, остается Никита Михалков с его конкурсной картиной «12» — ремейком «12 разгневанных мужчин» Люмета. Михалковские присяжные будут судить чеченского подростка, обвиняемого в убийстве. Фильм этот прекрасно вписывается в конъюнктуру текущей Венеции — политики в конкурсе очень много так же, как разгневанных режиссеров. Картина Пола Хаггиса «В долине Элах» посвящена Ираку: отслуживший там солдат пропадает в Нью-Мехико в первый же уикенд после возвращения. Его отец начинает поиски, в ходе которых всплывет неприятная правда о времени, проведенном солдатиком на полях сражений. Состав платиновый: Томми Ли Джонс, Сьюзан Сарандон, Шарлиз Терон.
Как это ни печально, но картина основана на реальных событиях.
Брайан де Пальма представит ленту «Без цензуры», также посвященную Ираку: история вращается вокруг группы солдат, охраняющей небольшой блокпост, и является попыткой найти некую объемную точку зрения на происходящее, состоящую из взгляда самих солдат, журналистов и местных жителей.
Про войну снял и создатель «Горбатой горы» Энг Ли — правда, про Вторую мировую. Лента «Вожделение» посвящена оккупации Шанхая японцами, смелым подпольщикам и соблазнительной подпольщице, соблазняющей японского офицера, — на память приходит недавняя «Черная книга» Верхувена. Все очень ждут — соблазнение обещано на грани порно. Джордж Клуни тем временем разоблачит большие корпорации в «Майкле Клетоне» — правда, лишь в качестве актера.
Впрочем, политикой все не ограничится. Брэд Питт и Кейт Бланшетт представят ленту «Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом», Тодд Хейнс покажет головоломный байопик Боба Дилана, будет новый Китано, а Ридли Скотт покажет режиссерскую версию «Бегущего по лезвию бритвы».
Собственно говоря, программа Венеции этого года дает все основания полагать, что фестиваль этот снова окажется самым интересным из всех главных кинематографических форумов.
«Парк культуры» будет внимательно следить за ходом фестиваля.