Если верно, что «красота спасет мир», то количество красоты, показанной в Художественной галерее на Смоленской набережной на выставке «Лики женской красоты», должно навсегда обеспечить безопасность планеты. Выставка является своеобразной фото-ретроспективой советских представлений о женской красоте за последние 40 лет. Это и героини «Песни года» с конца 60-х, и вся «Кинопанорама»: на выставке представлена огромная галерея портретов советских кинодив и звезд эстрады. Далее по списку: Алла Пугачева, Ирина Понаровская, София Ротару, Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова, Наталья Андрейченко, Ирина Мирошниченко, Любовь Полищук...
Любители советского кинематографа смогут без труда продолжить этот звездный ряд. Бог знает, как формировалась экспозиция — кадры из популярных фильмов, фотографии со съемок, репортажные фото с различных кинофестивалей мохнатых годов. Невозможно проследить какую-либо логику — хронологическая последовательность отсутствует, авторы (среди которых, кстати, немало корифеев отечественной фотографии, таких как Валерий Плотников, Юрий Абрамочкин, Юрий Сомов, Галина Кмит) представлены хаотически по разным углам и этажам, история кино тоже вряд ли поможет разобраться.
Впрочем, главной целью выставки была реклама шведской косметической фирмы, которая, собственно, организовала и спонсировала мероприятие. Поэтому рассматривание фотографий сопровождалось звукорядом с презентации, где переводчик гнусавым голосом воспроизводил «...продажи увеличились на 20%...», а в фойе сидели наготове фирменные косметички, отчего создавалась атмосфера, как в парикмахерской.
Но главное, среди портретов советских кинокрасавиц были размещены и лики шведской красоты разных лет, смотрящие с обложек каталогов и рекламных проспектов. Контраст получился удивительно ярким.
Очевидно, пытаясь сыграть на ностальгических струнках русско-советской души и тем самым пробудить нежные чувства к товарам фирмы, организаторы выставки невольно самым наглядным способом продемонстрировали два принципиально различных взгляда на женскую красоту.
Павел Пепперштейн в одном своем эссе, перефразируя пушкинскую строку и известный перестроечный афоризм, писал: «В России секса нет, но есть любовь и е..ля». Эта фраза могла быть девизом данной выставки. Советские звездные красавицы — женственные, беззащитные, немного наивные и нелепые, они способны пробудить любовь, но абсолютно не сексуальны в западном понимании этого слова. В их образах отсутствует манипуляция бессознательным, красноречивое умалчивание, игра на инстинктах, то, что является неотъемлемой частью рекламы и так называемого гламура.
Возможно, советскому кино, особенно периода застоя, как неотъемлемой части интеллигентской мифологии просто было не до того. Оно было занято поисками себя, истинной любви, изменами и страстями. Может, были на то и другие причины, в любом случае, время это кончилось. На Западе, а в последнее время и в России красота окончательно перешла из разряда чудес неземного происхождения в категорию товара. Поэтому если раньше женской красоте посвящались стихи, то теперь красавицам вручаются призы, что и сделали организаторы выставки.