Ограбление музея произошло с обезоруживающей простотой и наглостью — никаких подкопов, взломов сигнализаций и прочих сложностей. Вооруженные люди в масках просто вошли в середине дня в помещение расположенного рядом с центром Ниццы Музея изящных искусств имени Жюля Шере и забрали оттуда четыре полотна общей страховой стоимостью миллион двести тысяч евро. После этого грабители спокойно удалились. Шестеро посетителей музея, разумеется, даже и не думали им мешать.
Один из сотрудников, честно пролежавший на полу весь налет, сообщил полиции, что преступники хотели забрать и пятую картину, но что-то у них там не получилось.
Две из похищенных работ принадлежат импрессионистам: украдены «Скалы у Дьеппа» Клода Моне и «Тополиная аллея в Морэ» Альфреда Сислея. Еще две — кисти Яна Брейгеля, прозванного «бархатным» сына Питера Брейгеля: «Аллегория воды» и «Аллегория земли». По мнению полиции, все указывает на то, что преступники выполняли чей-то заказ, тем более что просто продать картины почти невозможно в силу их известности.
Собственно говоря, это не первый случай ограбления злосчастного музея. Картины Моне и Сислея уже крали отсюда — в 1998 году были похищены два полотна. Правда, неделей позже они были обнаружены на яхте, пришвартованной в соседнем городе.
То преступление не осталось без возмездия: куратор музея был обвинен в соучастии и получил пять лет тюрьмы.
Картина Сислея похищалась из коллекции в 1978 году, правда, произошло это не в стенах «Жюля Шере», а на выездной выставке в Марселе. Тогда поиски пропавшего шедевра заняли совсем немного времени — через два дня картина была обнаружена.
Трудно сказать, является ли очередной налет новой попыткой одного и того же преступного коллекционера, на протяжении последних тридцати лет одержимого желанием заполучить полотна из «Жюля Шере», или это не связанные ограбления. Но, как бы то ни было, очередной налет украсил прихотливую историю музея.
Собственно, само здание появилось благодаря Елизавете Васильевне Кочубей (1821–1897), которую вполне можно назвать «дважды Кочубеем Российской империи» — эту фамилию она носила и до замужества. Она была дочерью Василия Васильевича Кочубея, полковника, тайного советника, участника Отечественной войны 1812 года и приятеля Пушкина, позже стала невесткой знаменитого светлейшего князя Виктора Павловича Кочубея, известного русского государственного деятеля, приятеля императора Александра І, председателя Госсовета и Кабинета министров Российской империи. Этот сановник был весьма многодетен — имел 12 детей, и один из его сыновей и женился осенью 1839 года на своей троюродной племяннице Елизавете Васильевне.
Муж Елизаветы Васильевны был, несмотря на родовитость, личностью довольно серой. Единственная занятная деталь в его биографии: именно он владел воспетой Гоголем Диканькой, которую, как известно, Кочубеи получили в награду от Мазепы. В этой самой Диканьке он и жил безвылазно в течение 10 лет после отставки, занимаясь сельским хозяйством.
Иное дело жена: Елизавета Васильевна была настоящей светской львицей, подолгу жила в Царском селе, увлекалась музыкой, сочиняла романсы, некоторые из которых стали очень популярными: «Я очи знал» на слова Тютчева, «Когда б он знал», «Скажите ей» и пр. Последний даже частенько исполнял великий Энрико Тамберлик на гастролях в Санкт-Петербурге.
То есть сегодня Елизавету Васильевну назвали бы «известным деятелем шоу-бизнеса, автором множества хитов».
Она и начала строить особняк в Ницце в 1878 году — тогда среди российских VIP-граждан тоже было модно селиться на Лазурке. Денег не хватило, недостроенный особняк пришлось продать, и в 1925 году здание оказалось во владении города. Тремя годами позже здесь был открыт Музей имени Жюля Шере — французского художника, которого французы считают отцом афиши и плаката, жившего и работавшего в Ницце в последние годы своей жизни.
Этот небольшой музей обладает довольно приличным собранием, в котором числятся работы собственно Шере, а также Родена, Пикассо, Эдуара Вюйяра и других известных мастеров. Сегодня оно в который раз существенно убавилось.