Борн, конечно, этого не помнит, но предыдущие два фильма о нем были гораздо менее успешными. «Идентификация Борна» в 2002 году заработала в премьерный уикенд $27,1 миллиона, а «Превосходство Борна» в 2004-м — $52,5 миллиона. «Ультиматум Борна» в эти выходные собрал $70,2 миллиона, опередив кино про Симпсонов и оказавшись самой удачной премьерой августа за всю историю бокс-офиса. К тому же этот фильм объединил американских кинокритиков: если верить сайту Rotten Tomatos, 93% из них решили, что фильм Пола Гринграсса — беспримесное удовольствие, чуть ли не лучшее кино о шпионах всех времен и народов. Прости, Бонд.
Конечно, сравнивать Бонда с Борном — все равно что сравнивать анекдоты о Штирлице с правдой о Штирлице: и то и другое сводится, в конечном итоге, к «Штирлиц шел по коридору», вся разница в походке и бэкграунде. Борн в «Ультиматуме» Пола Гринграсса идет по коридору не просто так, а пытаясь узнать свое прошлое, точнее — кто его обучал убивать. Быстрая смена кадра, характерная не для амнезии, а скорее для синдрома рассеянного внимания, чистая радость движения. Красивых девушек и своих противников герой одаривает одинаковым слегка затравленным взглядом.
Мэтта Дэймона, в третий раз играющего Джейсона Борна, уже называют символом Америки и сравнивают с полотнами Эдварда Хоппера, американского певца одиночества.
Символ, да. И не только Америки, а вообще сегодняшнего отношения к героизму. Борн действительно идеален: солдат, потерявший память, но не утративший боевых навыков, киллер, знающий, как убивать, но не помнящий, за что. Он мотается по свету в поисках своего «я» и не обращает внимания на мелочи вроде спасения мира: если сегодняшнему герою и надо спасать мир, то это мир его собственной памяти и его собственной вменяемости.
В мировом прокате пока лидируют «Симпсоны»: $315,5 миллиона за десять дней. Еще один вариант современной героики: желтая невменяемая семейка спасает свой город от неграмотного президента Арнольда Шварценеггера. В Америке фильм собрал $25,6 миллиона за неделю, общие американские сборы — $128,5 миллиона.
Комедия «Пес с нами» — очередное животное сюсюканье студии Диснея. Фильм Фредерика дю Шо сделан по мультсериалу 60-х и предъявляет нам новые горизонты героизма. Главный герой комедии, натурально, собачка. Благодаря сумасшедшему ученому песик умеет поднимать невероятные тяжести, соображает быстрее любого человека и к тому же разговаривает. Иногда стихами. Во всем остальном зверь спасает своих друзей не хуже и не лучше, чем это делают другие супергерои.
В мультсериале, поклонники которого давно уже вымерли, пес явно пародировал Супермена — переодевался в телефонной будке и летел на помощь каким-то дамочкам.
В фильме все это выглядит чудовищно глупо. $12 миллионов за премьерный уикенд.
Ну и, если кому героев не хватило, на четвертом месте бокс-офиса пожарные Чак и Ларри, фиктивно соединяющие свои жизни в комедии Дэнниса Дугана «Чак и Ларри: пожарная свадьба». Авторы фильма уверяют, что для гомосексуальной свадьбы нужно истинное бесстрашие, хотя в общем комедия оказалась излишне политкорректной. $10,5 миллиона за уикенд, общие сборы — $91,6 миллиона. На пятом месте мюзикл «Лак для волос» с Траволтой в женской роли, $9,3 миллиона за выходные, $78,9 миллиона за три недели проката. История толстой девушки (Траволта играет ее маму), которая мечтает танцевать на сцене, уже была рассказана дважды: когда-то это был культовый фильм, потом бродвейский мюзикл и вот теперь снова кино.
Таким образом, тема героизма была раскрыта полностью, мир и его составляющие спасены всеми доступными способами: на страже нашей с вами безопасности стояли собачки, пожарные, беспамятные убийцы, желтые дебилы и толстые танцоры. Интересно, почему кинематограф на этой неделе так агрессивно пытается убедить зрителя, что все будет хорошо?