Папа Бенедикт недавно сообщил, что никакого ада нет, а есть лишь оторванность души от Бога или что-то в этом роде. Очень жаль. Человека, который придумал цифровое видео, в аду бы приняли честь по чести. Уж не говоря о тех, кто распорядился выдать 19 миллионов долларов на рекламу «Ведьмы из Блер». Это их стараниями по миру расползлись недопечённые монстры, а каждый школьник считает, что он в состоянии снять «Кошмар на улице Вязов». И если раньше до камеры добирались не обязательно самые талантливые, но уж точно люди, которые были готовы посвятить кино всю свою жизнь и знали, что именно они хотят снимать и как это делается, то сейчас любой старшеклассник может взять в руки камеру и за две-три недели сляпать кино.
Больше всего от этой цифровой революции пострадал жанр хоррора.
Оно и понятно: любители резни бензопилой моложе и энергичнее поклонников Феллини и Тарковского, им проще оторвать задницу от стула. В результате на экраны идет девятый вал третьесортных триллеров и фильмов ужасов, который скоро погребёт под собой весь жанр. Проходящий сейчас в Монреале крупнейший североамериканский фестиваль жанровых и азиатских фильмов «ФантАзия», к сожалению, ещё раз это подтверждает.
Если то, что привозят на «ФантАзию», — лучшие фильмы ужасов, то жанр не просто плох, он при смерти. Из полудюжины главных фестивальных хитов нет ни одного серьёзного. Вернее, не совсем так.
Несколько хорроров в сатирической форме касаются серьёзных проблем общества. Остальные просто зубоскалят.
Первым из этой серии показали «Секиру» (Hatchet). Фильму предрекают большое будущее. Компания туристов отправляется на экскурсию по луизианскому болоту, которое, согласно местной легенде, облюбовали духи и приведения. Разумеется, группа теряется в лесу и становится жертвой главной достопримечательности здешних мест — латексного монстра по имени Виктор Кроули. Видимо, режиссёр-дебютант узнал об Алистере Кроули совсем недавно и решил, что это имя будет хорошей шуткой для тех, кто понимает. На имени главного героя шутки не кончаются. Кроули-младший рубит туристов огромной секирой, разрывает им рты, ломает спины и отрывает головы. Всё это происходит под непрерывный гогот зала — Кроули выглядит как страдающий водянкой даун, туристы тоже те ещё уроды, и переживать за них никто не собирается.
Ещё один фаворит фестиваля — австрийская лента «Злое место» (On Evil Grounds). Двое любовников-садистов решают купить дом на отшибе, чтобы без помех предаваться запретным радостям. Они не подозревают, что продавец дома тоже садист, заманивающий к себе влюблённые парочки, чтобы потом долго и с удовольствием резать их на части. Но на этот раз маньяк-домовладелец не на тех напал и жестоко поплатится за свою неосмотрительность.
Сюжет, обещающий любителям жанра много приятных минут, но делать серьёзные триллеры теперь неприлично, и садисты начинают гоняться друг за другом на ускоренной перемотке и строить друг другу рожи.
Другой потенциальный хит этой осени — лента «Сигнал» (Signal) — реформирует жанр с другой стороны. Люди в ней превращаются в зомби в ходе научно-политического эксперимента: по улицам ездит некий автобус, транслирующий специальные радиоволны, после облучения которыми люди полностью теряют самоконтроль. Намёк на американскую консервативную пропаганду достаточно прозрачен, но не искупает главного недостатка фильма: он абсолютно не страшный.
Зато пугает тенденция. Из всех отсмотренных на фестивале ужастиков и триллеров не набралось и пары страшных моментов. Конечно, здоровый смех ещё никому не вредил. И отделить искусство от политики тоже нечего и пытаться.
Но разве мы любим Фредди Крюгера за то, что он смешной? Разве социальным пафосом запомнились нам «Восставшие из Ада»?
Выводы из всего этого делать ещё рано. Возможно, американцы действительно считают, что в мире не может быть ничего страшнее неоконсерваторов. Или произошло замещение, и после условно смешных фильмов ужасов мы увидим реально страшные комедии. В любом случае, на сегодняшний день жанр еле дышит. Особенно хорошо это видно по последнему фильму Филипа Кауфмана «Ночь куриных мертвецов». На древнем индейском кладбище строят куриный фаст-фуд, огромные курицы восстают из мёртвых и начинают пожирать людей. Люди и пернатые поют и пляшут, герои суют друг друга в мясорубки и нанизывают на швабры, кровь и дерьмо летят во все стороны, а бессовестный хозяин закусочной произносит прочувственные речи во славу Америки. Несколько лет назад это смотрелось бы как уморительная пародия. Теперь пародировать нечего.
Вряд ли создатель «Тромы» ожидал, что его детище когда-нибудь станет мейнстримом.
После недели этого низкобюджетного праздника жутко хочется хоть чего-нибудь профессионального, даже, страшно сказать, голливудского. Так что приз зрительских симпатий наверняка получит «The Tripper», снятый профессиональным голливудским актёром Дэвидом Аркеттом. Этот фильм тоже совмещает комедию и политику, но в нём есть как минимум одна страшная сцена. К тому же фильм снят на плёнку, и в его создание вложено 3,7 миллиона долларов — какие-никакие, а деньги. Сюжет тоже чуть более изобретательный, чем обычно: на лесном фестивале хиппи объявляется человек в маске Рейгана и с огромным топором и начинает кромсать на части не только обкуренных хиппарей, но и забредших на огонёк добропорядочных реднеков. Местные критики подробно анализируют политическую составляющую фильма и восхищаются его глубиной: оказывается, лента символизирует то, что настоящий Рейган (президент, а не маньяк) уничтожил не только либеральную Америку, но и традиционный консерватизм. Зал тоже был в восторге.
Аркетту устроили стоячую овацию.
Фильм действительно очень неплохой, а некоторые моменты так просто замечательные. Например, начальная сцена, в которой деревенский мальчик взрезает бензопилой слишком активного защитника природы. Но в целом и этот фильм совершенно не трогает. Только американцы и арабы могут заходиться в истерике при виде свиньи по имени Джордж Дабл Ю. Нам же эта тема недостаточно близка.
Вот если бы нам показали, как Путин кромсает поварским тесаком завсегдатаев клуба ОГИ…