Перед входом на территорию спортивного комплекса «Лужники» мужчина в оранжевой майке снимал с шеи своего друга в черной жилетке нательный крест. Чем был продиктован поступок двух мужчин — неизвестно. Возможно, символ веры мог быть воспринят металлическими братьями как предательство идеалов, а может быть, мужчина в жилете просто боялся, что в момент яростного экстаза распятие слетит с его непокорной шеи. Впрочем, уже на подходах в Большой спортивной арене «Лужников» можно было встретить совершенно кого угодно.
Солидные господа выгуливали своих большеглазых и длинноногих спутниц, перед концертом по привычке посетивших солярий, обнимались и кричали волосатые металлисты любого возраста, даже томные обладатели длинных челок тоже пришли — видимо, вспомнить безоблачные школьные годы.
Фанатов (на самом деле, конечно, фанаток) HIM, разогревавших легендарную группу, было, конечно, на порядок меньше, но видно их было издалека. Эти самые кумиры россиянок вышли на сцену почти незаметно. Вышли, походили пару минут и заиграли минут на 45 свой незатейливый love-metal. Про их выступление можно сказать только, что оно было. Не то что бы 62 (по другим данным — 72) тысячи металлистов как-то уж сильно разогрелись, однако и особого протеста г-н Вало ни у кого не вызвал. Разве что на первой песне на сцену полетел рулон туалетной бумаги, но до музыкантов он не долетел, а больше подобных попыток унизить артистов зрителями не предпринималось.
Между выступлениями групп, пока монтировали сцену для выступления хедлайнеров, собравшимся показали некую часть мультсериала «Металлапокалипсис», в котором одну из «ролей» исполняет не кто иной, как вокалист и гитарист Metallica Джеймс Хэтфилд.
Правда, увидеть происходившее на двух боковых экранах была возможность, кажется, только у счастливых посетителей фан-зоны (да и то только у самых высоких), до трибун долетали только отдельные слова героев, а картинки, занимавшей едва ли четверть небольшого экрана, было и вовсе почти не видно.
Однако, как только заиграла тема Эннио Морриконе «Ecstasy Of Gold», которой уже не первый год начинаются концерты группы, стало понятно, что бинокли не понадобятся: отрывок фильма классика спагетти-вестернов Серджио Леоне, иллюстрировавший композицию, появился на обоих боковых экранах в полный рост, и разглядеть его можно было даже самым бедным. Затем группа грянула блок из Creeping Death и Fuel и не сбавляла обороты на протяжении двух с половиной часов. Как ни странно, несмотря на то что тур, который завершился московским концертом, назывался «Sick of The Studio» (на памятных майках название было расширено до «Sick of this fucking studio again» — намек на то, что группа уже во второй раз решила сбежать на привычные стадионы из тесной студии), ни одной новой песни исполнено не было.
Программа была составлена из песен, датировка которых редко уходила дальше легендарного «Черного альбома» 1991 года, — ставка была на произведения тех времен, когда суровые музыканты Metallica еще носили длинные волосы и играли быстро, тяжело и громко. Впрочем, «Nothing Else Matters», естественно, тоже была.
На протяжении всех двух с лишним часов не покидало ощущение, что присутствуешь на шоу культуристов, ну или в крайнем случае смотришь по телевизору фильм «Качай железо». Музыка Metallica состоит не только из мелодий и гармоний — в этом лязге и реве содержится еще какой-то элемент, заставляющий самого тихого ботаника почувствовать себя Конаном-варваром. Эффект усиливал новоиспеченный басист группы Роберт Трухильо: страшные гримасы искажали и без того суровое лицо так, будто в его инструменте сосредоточилась вся земная гравитация, а сам он вот-вот уйдет по пояс в землю и заплачет кровавыми слезами.
Правда, через какое-то время это завораживающее зрелище начинает утомлять. Уже после завершившей основную программу «Battery» народ стал понемногу удаляться со стадиона, не дождавшись двух выходов на бис, финальной «Seek And Destroy» и великолепной «волны», пущенной собравшимися на трибунах фанатами. Впрочем, сокрушительные аккорды провоцировали тела слушателей сотрясаться в судорогах до самого милицейского кордона у станции метро «Спортивная».
В общем, как сообщил вашему корреспонденту один трех тысяч охранявших мероприятие сотрудников правопорядка, «молодцы старички».
Концерт, которого многие москвичи ждали 16 лет, с прошлого приезда Metallica, а иные и дольше, все же состоялся. Единственным фактом, не то чтобы омрачившим торжество, но вызвавшим недоумение, стало то, что на концерте, спонсором которого выступила компания Tuborg (все мероприятие проходило под названием Tuborg Green Fest), на всей территории «Лужников» не было продано ни одной банки хоть какого-нибудь пива. А о том, что так быть не должно, напоминали лишь разъезжавшие на роликах девы старшего школьного возраста, раздававшие памятные банданы и браслеты с символикой Tuborg. Впрочем, как сообщил все тот же милиционер, против закона не попрешь.