Сегодня начинается VII Международный фестиваль имени Чехова — московская театральная бьеннале, в сущности, повлиявшая на представления о театре целого поколения. Перелом произошел в 2001 году на Всемирной театральной олимпиаде, соединившейся тогда с очередным чеховским фестивалем и разлившейся веселыми шествиями и карнавалами по всему центру Москвы.
На этот раз уличной части у фестиваля совсем не будет — организаторы говорят, что это связано с соображениями безопасности, которую теперь не так легко обеспечить, а делать закрытый уличный праздник не для всех жителей, а для випов не хочется.
Тем не менее фестиваль обещает быть первоклассным, и, в первую очередь, оттого, что точно выбрана страна-фокус, представляющая на этот раз главную часть программы.
Идея сосредотачивать часть программы на одной стране пришла в голову организаторам только на прошлом фестивале: тогда его главной темой была Бразилия. Плюсом было то, что бразильский театр в России совершенно не известен и добраться до него трудно, так что фестиваль оказывался уникальной возможностью с ним ознакомиться. Минусом — то, что театр там, честно говоря, не слишком занимательный. В этом году все складывается куда интереснее: фокус фестиваля направлен на театр Канады (главным образом франкофонной), практически совсем не известный и не доступный нашим зрителям, но, тем не менее, очень знаменитый в мире. Причем театр этот будет представлен и драмой (привезут сразу четыре спектакля главной канадской звезды — Робера Лепажа), и современным танцем (которого вообще в программе нынешнего фестиваля довольно много), и даже артистическим канадским цирком. Впрочем, большую часть канадской программы мы увидим только в июле (а вместе с ней спектакли Пины Бауш, Деклана Доннеллана и Тадаси Судзуки, которые тоже никак нельзя пропустить). А пока я расскажу о том, что Чеховский предлагает увидеть в ближайший месяц.
Начнется фестиваль радикально и мощно — с провокативного «Лебединого озера» англичанина Мэттью Боурна, того самого «Озера», снесшего крышу целому поколению балетоманов, где вместо девушек в пачках — полуголые мужчины в мохнатых штанах.
«Озера» иронического, пародийного, гомосексуального, но оттого не менее печального, чем его классический образец. На прошлый чеховский фестиваль Боурн привозил поставленный в той же собственной компании New Adventures виртуозный танцспектакль «Пьеса без слов» по мотивам фильма Джозефа Лоузи «Слуга» (экранизации начала шестидесятых с молодым Дирком Богардом). Там каждую из пяти центральных ролей играли-танцевали одновременно три актера, сплетаясь тремя параллельными, но не вполне тождественными историями в единый ансамбль. Тогда же критики и балетоманы стали умолять генерального продюсера фестиваля Валерия Шадрина привезти более раннее «Лебединое озеро», пиратская съемка которого давно ходила по Москве. Собственно, только благодаря этому самый дорогой спектакль нынешнего Чеховского фестиваля (а приезд «Озера» стоит около миллиона долларов) и появится в Москве. Зато уж посмотреть его смогут многие: балет станцуют целых 15 раз во вместительном зале МХТ имени Чехова.
Продолжится фестиваль двумя постановками Роберта Стуруа в руководимом им Театре имени Руставели. Одна из постановок — «Невзгоды Дариспана» — сделана по грузинскому классику Давиду Клдиашвили, с грустными текстами которого Стуруа имел дело не раз. Вот и на этот раз сюжет о том, как Дариспан выдает дочь замуж, превращается в трагикомедию об одиночестве.
Вторым спектаклем первоначально был объявлен «Солдат, Любовь, Мальчик из охраны… и Президент» по пьесе Лаши Бугадзе — весьма едкий и небезопасный спектакль о сегодняшнем состоянии Грузии. Но театр внезапно передумал.
И, к огорчению фестиваля, привез другой, более вегетарианский спектакль — «Сладковато-печальный запах ванили», где, как говорит сам Стуруа, в форме классического водевиля рассказывается «об опасности исчезновения национальной культуры, национальных традиций в этом сложном современном мире».
Вслед за спектаклями Стуруа в Москву приедут сразу две постановки одного из последних великих режиссеров ХХ века — Питера Брука. Он привезет два небольших представления — моноспектакль со своим давним актером Брюсом Майерсом «Великий инквизитор» (по тому же эпизоду романа «Братья Карамазовы», по которому Кама Гинкас недавно ставил свою «Нелепую поэмку»). И постановку на южно-африканскую тему «Сизве Банзи умер». Этот спектакль год назад был в программе Авиньонского театрального фестиваля, и наши критики в один голос писали оттуда, что к старости Брук впал в неслыханную простоту, и спорили, лучше эта простота воровства или хуже.
Далее еще один гений.
Филипп Жанти, французский режиссер, когда-то прославился как кукольник, но теперь делает спектакли большие, странные и совершенно не кукольные, а сложно соединяющие предметный театр с танцем, драмой и бог знает чем еще в волшебное и сюрреалистическое действо без внятного сюжета. Пишут, что его последняя постановка «Край земли», которая приедет в Москву, — это «повествование о жизни двух существ» и что «на фоне пейзажа грез мы видим череду загадочных персонажей, которые то предстают во плоти, то плывут по экрану, через них нам раскрываются тайные чувства и таинственные истории». Скорее всего, ничего определеннее сказать про этот спектакль и невозможно, но видеть его необходимо: «Край земли» сыграют целых семь раз в Театре имени Моссовета.
Из российских гастролеров на Чеховском фестивале принимают «Марию Стюарт» из питерского БДТ в постановке Темура Чхеидзе — действо, как говорят, несколько старомодное, но с отличными актерскими работами. Магию Игнатову и Андрея Толубеева (как и весь спектакль Чхеидзе) даже выдвигали на «Золотую маску», но театр, уже давший согласие приехать на Чеховский фестиваль, который требует «права первой ночи», от участия в «Маске» отказался.
Вторым июньским хитом фестиваля после «Лебединого озера» объявлен аргентинский спектакль «Тангера» («Любовь и смерть в Буэнос-Айресе») Георга Омара Пачеко, постановщика многочисленных мюзиклов и числящегося в Аргентине новатором и выдающимся режиссером.
Хореограф этого спектакля — Мара Годой, которую называют среди величайших постановщиков и исполнительниц танго.
И спектакль этот, имеющий счастливую судьбу кассового мюзикла, рассказывает страстную и трагическую историю любви на фоне танго — его рождения и превращений. Судя по фотографиям, это действительно стоит смотреть. Тем более что показывают «Тангера» пятнадцать раз.
Среди главных гордостей Чеховского фестиваля всегда бывают собственные постановки, он, как и большинство солидных фестивалей, считает своим долгом заказывать спектакли именитым режиссерам. Раньше Чеховский работал с немцем Петером Штайном и англичанином Декланом Доннелланом. В этом году он выбрал француза Оливье Пи, весьма молодого, но уже знаменитого режиссера, ставшего в прошлом году худруком театра «Одеон». Причем заказан на этот раз был не драматический спектакль, а опера — «Пеллеас и Мелизанда» на музыку Дебюсси в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Но на мировую премьеру, которая состоится в июне, петь приедут и несколько французских певцов: для спектакля Пи очень важен текст, и нет уверенности, что русские певцы смогут безукоризненно петь по-французски.
Оливье Пи рассказывал, что оперу эту мечтал поставить уже лет десять: «Французы ее до сих пор продолжают ненавидеть, а значит, она не утратила своей взрывной силы».
На роль музыкального руководителя постановки и дирижера приглашена еще одна звезда — Марк Минковски.
Ну а закончится фестивальный июнь Канадой — сразу тремя спектаклями североамериканского хореографа № 1 Мари Шуинар, славящейся своими агрессивными и провокативными постановками, в которых всегда много наготы, много секса и животного начала. Она покажет «Хорал», «24 прелюдии Шопена» и спектакль, соединяющий вместе «Весну священную» Стравинского и «Прелюдии к послеполуденному отдыху Фавна» Дебюсси. Шуинар знаменита умением переводить старые балеты на современный язык, так и в знаменитом «Фавне» Нижинского фрагменты классической хореографии будут лишь едва узнаваться.
Вот, собственно, и все, что следует рассказать об июньской части фестиваля. А июльская прямо с первого числа начнется спектаклем великой Пины Бауш. Так что будьте начеку.