Вторая удачная шутка фильма «Параграф 78» прошла на минувшей премьере в «Пушкинском» незамеченной. Блуждая по разгромленной секретной лаборатории, отряд спецназовцев натыкается на виварий, где сидят тихонько в клетках французский бульдог, метровые попугаи и другая недешевая живность. Среди которой таращит глазки из заточения джек-рассел-терьер — собачка из «Маски», которая последнее время рекламирует на ТВ стиральный порошок, йогурт и вообще все на свете. Если бы из всех темных щелей картины опытного клипмейкера Михаила Хлебородова полезли взбеленившиеся от страшного вируса конфетки M&M`s и кубики «Магги», чтобы пасть от пули Гоши Куценко, — это был бы настоящий ответ «Чужим». А заодно и обширное поле для продакт-плейсмента, которого в картине и так достаточно.
Первую удачную шутку не заметить было нельзя: «Параграф 78» — это начальная часть придуманной в начале 90-х Иваном Охлобыстиным истории, завязка, знакомящая с героями и обстоятельствами дела.
Действие происходит в близком будущем. Мировые правительства договорились о разоружении, в России легализована марихуана, но это не помогло — втайне военные продолжают разрабатывать смертоносные вирусы. В центре действия восемь человек, элитный отряд спецназа. Отчасти бывший: в самом начале бойцы, возмущенные поведением своего командира, чуть не бросившего каких-то заложников, чтобы не рисковать жизнями бойцов, бросают к его ногам свои жетоны. Подтекст конфликта имеет романтическую основу — одним из бойцов является девушка по кличке Лиса, в которую влюблены двое.
Когда на удаленной базе вырвется на свободу вирус-мутант, командир группы, перешедший на штабную работу, получит задание собрать бывших соратников вновь, чем и будет заниматься половину фильма. Жизнь разбросала бойцов по тюрьмам, казино и глухоманям, но все готовы вернуться в дело. Сопровождаемая таинственным доктором, который должен разобраться в происходящем, группа отправляется на базу, где находит несколько трупов, джек-рассел-терьера и двух сотрудников лаборатории, превратившихся в бессмысленных зомби. Выполнив приказ — отключив радиомаяк, обезвредив ракеты в шахтах и забрав данные с компьютеров, — команда собирается возвращаться, но не тут-то было.
Большая земля их больше не ждет, и вступает в силу параграф устава за номером 78: если возвращение группы грозит опасностью, она должна самоликвидироваться. Что и начнет происходить в конце марта, когда выйдет продолжение картины.
Куценко в роли командира группы, Вдовиченков в роли друга-соперника, суровая певица Слава (Анастасия Сланевская), исполнившая романтический интерес обоих, развеселый герой Георгия Сиятвинды, Юсуп Бахшиев в роли таинственного и неуловимо-опасного доктора — удерживать внимание зрителей в спартанских условиях пролога поручено персонам известным и ценимым массами. Всякого рода психологические конфликты и довольно комичные душевные глубины героев транслируются, однако, исключительно при помощи такой истерической брутальности, что неясно, как этим людям удавалось выполнять боевые задания — кажется, им и пельменей не сварить вместе без того, чтобы схватиться за пистолет. И если отвлечься от сцены избиения свежевымытой певицей Славой трех посторонних десантников в душевой, то за внимание отвечают юмор, сдвигающий интонацию «Чужих» в сторону «Мама, не горюй-2», и в самом деле крайне качественная картинка оператора Сергея Козлова.
Спродюсировавший ленту Юсуп Бахшиев утверждает, что деление на две части — это не проявление продюсерской жадности, а нежелание резать картину по живому, и ссылается на «Матрицу» и «Убить Билла». Когда призывают святых — уже не поспоришь, однако очевидная служебность первой части несколько смущает, напоминая формулу «утром деньги — вечером стулья».
Остается дождаться, когда прольется первая кровь.