Университет германского города Гейдельберг вернул в Грецию небольшой фрагмент фриза Парфенона.
«Речь идет о значительном символическом жесте. Это новая страница в прекращенной было дискуссии по возвращению всех мраморов Парфенона из иностранных музеев», - сказал на пресс-конференции по случаю этого события министр культуры Греции Йоргос Вулгаракис (Georgios Voulgarakis).
По его словам, в первый раз за 200 лет новейшей истории мраморов просьба о возвращении принадлежащего комплексу Акрополя предмета была удовлетворена.
«Таким образом, рушится молчаливое согласие музейных организаций, которые владеют фрагментами Парфенона», - сказал Вулгаракис, охарактеризовав сегодняшнее возвращение как важный шаг по воссоединению художественной ценности знаменитого памятника.
Возвращенный фрагмент является, в сущности, небольшим осколком мрамора. Его размер всего 8 на 12 сантиметров. По мнению специалистов, данный фрагмент принадлежит северной части фриза Парфенона.
Министерство культуры Греции заявляет о намерении продолжить многолетнюю и безуспешную до настоящего времени кампанию по возвращению на родину статуй и рельефов знаменитого памятника архитектуры и ваяния. Греческая сторона пытается убедить зарубежные музеи в том, что новый Музей Акрополя, который строится в Афинах, является наиболее подходящим местом для мраморов, а также что возвращение этих экспонатов не станет прецедентом для масштабной реституции по всему миру всех когда-либо перемещенных музейных ценностей.
Статуи и фриз знаменитого храма Парфенон, над которыми работал великий скульптор древности Фидий, были созданы в V веке до нашей эры. Несмотря на целый ряд катаклизмов, в том числе взрыв порохового склада, оборудованного в Парфеноне в новейшее время, памятник оставался в хорошей сохранности до начала XIX века, когда британский посланник в Оттоманской империи лорд Элгин (Elgin) добился у турецких властей разрешения вывезти скульптуры и фриз Парфенона из Греции. Впоследствии Элгин убедил парламент Великобритании взять коллекцию под свою охрану. В настоящее время памятники Парфенона являются центральной частью экспозиции всемирно известного Британского музея.
После греческой национально-освободительной революции 1821 года греки не сразу оценили потерю скульптур Парфенона как национальную утрату. Напротив, одно из немногих оставшихся в Греции скульптурных изображений из Парфенона было подарено греческим парламентом французскому правительству и ныне украшает художественную коллекцию Лувра. Также фрагменты знаменитых статуй и рельефов находятся сейчас в музеях Вены, Рима, Палермо, Копенгагена, Мюнхена и Вюрцбурга.
Общественная кампания по возвращению мраморов Парфенона на родину началась в Греции в последние десятилетия ХХ века. Начало этой кампании связано с именем Мелины Меркури (Melina Merkouri), известной греческой актрисы и в конце жизни министра культуры Греции. Сейчас по всему миру действуют 15 национальных комитетов за возвращение скульптур Парфенона на родину.
С точки зрения греческой стороны, действия лорда Элгина в XIX веке являются «культурным грабежом» и должны быть осуждены. К тому же, считают греки, памятники Парфенона составляют единое художественное целое с самим храмом и должны вернуться на то место, откуда были увезены.
Британская сторона указывает на то, что лорд Элгин приобрел мраморы Парфенона законно с юридической точки зрения, поскольку получил разрешение у тогдашних властей Греции. В Британском музее экспонаты надежно сохраняются, доступны для исследования специалистами, и их выставку ежегодно посещают сотни тысяч человек. По мнению руководителей Британского музея, возвращение памятников «вырвет сердце» Британского музея, который создавался в своем нынешнем виде во многом именно для того, чтобы сохранять коллекцию Элгина.
Есть и еще один момент в споре о скульптурах. Возвращение памятников Парфенона создаст прецедент, по которому любая страна могла бы требовать обратно любые экспонаты, вывезенные ранее с ее территории. Это означало бы конец всех крупнейших мировых собраний искусства - и Британского музея, и Лувра, и Эрмитажа.