Существует два способа празднования юбилеев — точечный и фестивальный. В первом случае вся мощь удара приходится на один день: крякнул, сконцентрировался, пережил, — зато до и после не заморачиваешься. В принципе, очень удобно, но пиаровски неграмотно. Понимающие люди и приличные заведения так не делают.
Взять, к примеру, Третьяковскую галерею с ее 150-летием. Чего проще было бы назначить конкретную дату торжества (допустим, тот день, когда основоположник приобрел для будущей коллекции первую картину с издевательским для современного слуха заглавием «Стычка с финляндскими контрабандистами»). Положить букетик тюльпанов перед бюстом Павла Михайловича, устроить концерт для сотрудников, выпить шампанского, запустить петарду, — и с утра, как ни в чем не бывало, вернуться к рутинным занятиям…
Что ж, тут и комментировать нечего: сами понимаете, насколько абсурден сценарий.
Нет, подобные юбилеи надо отрабатывать на всю катушку. Не в смысле выпить больше шампанского и запустить две петарды вместо одной, а действовать глобальнее и дальновиднее. Начинать юбилейный марафон года за полтора, а послевкусие торжества длить максимально долго, будто это свежесть дыхания из телевизионной рекламы. Что и называется фестивальным способом отмечания. Плюсы очевидны: консолидированный праздничный бюджет, изобилие информационных поводов, долгосрочное внимание публики. Главный минус — хлопоты, но весенний день год кормит.
Когда бы еще власти сподобились поменять брусчатку на подступах к ГТГ? А теперь стучат отбойные молотки и пыхтит соответствующий агрегат. В каком бы другом случае парижский музей д`Орсэ отправил в Москву коллекцию шедевров импрессионистов и постимпрессионистов? А тут пожалуйста: через неделю вернисаж.
Пока что в рамках 150-летия в Лаврушинском переулке открылась выставка из другой братской столицы.
Город на Неве прислал сюжет под названием «Рисунок и акварель в русской культуре». Для большей определенности фигурирует подзаголовок «Первая половина XIX века». Назвать бы эту выставку преамбулой к юбилею, однако таких преамбул было уже несколько. Помнится, в декабре в тех же залах открывали экспозицию «Рисунок и акварель в собрании П. М. Третьякова», и тогда тоже подразумевалось: ну, дождались, — того и гляди, начнется самое главное. Вот что значит с толком составить юбилейное расписание.
Подлинная же интрига заключается, пожалуй, в том, что графическое собрание Русского музея здесь как бы конкурирует с только что показанным московским. Заранее победила дружба, но все равно любопытно, в чем разница и кто кого. Вывод первый, лежащий на поверхности и отнюдь не решающий: северяне креативнее. Они готовы предъявлять публике не только оформленные работы в рамочках и паспарту, но и подноготную — фондовые шкафы, у которых можно интерактивно открывать ящики и созерцать экспонаты почти в том виде, как они хранятся в запасниках. Вдобавок привезены ампирные стулья и подсвечники — они тоже создают антураж и способствуют атмосфере зрительской сопричастности. К тому же презентован одноименный с выставкой альбом Евгении Петровой, замдиректора ГРМ по науке. Словом, торжество современной музейной тактики.
Нельзя не вспомнить, что у Русского музея 100-летний юбилей прошел еще в прошлом веке — тогда питерцы многому научились.
А сама по себе эта коллекция весьма похожа на московскую — и набором авторов, и темами произведений, и их качеством. Из особенностей — богатый раздел студенческих штудий с обнаженными натурщиками (все-таки главной базой профессионального образования слыла тогда Петербургская Академия художеств). Еще можно обнаружить обилие видов на окрестности Петербурга — впрочем, окрестности Рима представлены не хуже. В остальном соревнование двух национальных сокровищниц ни к каким особым выводам не приводит. Просто смотришь на работы Кипренского, Венецианова, братьев Брюлловых, Иванова, Федотова, других корифеев — и видишь взлет художественной культуры, который, может, не так разрекламирован в мире, как феномен русского авангарда, но который очевиден для всех, кто обращал на то время внимание. Не будь этого взлета — никакие интерактивные технологии и юбилейные заклинания не помогли бы. Правда, в скором времени выставка из ГРМ рискует затеряться в череде торжеств, так что лучше не откладывать ее посещение — потом будет не до того.
«Рисунок и акварель в русской культуре». В залах графики Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., 10) до середины июля.