Февраль — мертвый сезон: американские зрители пребывают в задумчивости после «Золотого глобуса» и набираются сил перед «Оскаром», а кроме того, отмечают месячник по изучению истории афроамериканцев. Возможно, Black History Month приходится на февраль потому, что это самый короткий месяц в году. Киношники же пользуются любым праздником, чтобы собрать побольше денег. На этот раз они побили все рекорды.
Тайлер Перри — автор фильма «Дневник сумасшедшей негритянки», который вышел в последний уикенд февраля прошлого года и попал на первое место в чарте, заработав $21,9 млн. Тогда все слегка удивились. В этом году фильм Тайлера Перри про ту же самую сумасшедшую негритянку «Воссоединение семьи Мэдеи» вышел в последний уикенд февраля, попал на первое место в чарте и заработал $30,3 млн за первые три дня проката. Еще точнее: в первый день проката фильм «Воссоединение семьи Мэдеи» заработал $10,2 млн. А «Кинг-Конг», чтобы вы знали, в первый день проката еле-еле набрал $9,8 млн.
<1>
То ли сумасшествие экранных негритянок заразно, то ли что-то страшное случилось с американским бессознательным.
Компания Liongate Films, которая выпустила и прошлый фильм Перри, надеется, что в последний уикенд февраля 2007 года Тайлер порадует зрителей еще одним черным сумасшедшим шедевром. «В это время мы можем всех убрать в бокс-офисе, — говорят представители студии. — Месяц истории черных, сами понимаете». Но все-таки не совсем понятно, чем объяснить такой бешеный успех «Мэдеи». Всего только тридцать с лишним дней прошло с тех пор, как на экранах трясла искусственным жиром искусственная негритянка Мартин Лоуренс, и вот опять с экранов льется родная негритянская речь, и Тайлер Перри играет сумасшедшую бабушку-негритянку. Может быть, это такой тренд, вроде пингвинов? Единственное объяснение — религиозное. Черные зрители говорят, что фильм «искрится юмором», белые критики изучают биографию Тайлера Перри и делают вывод, что он ведет себя так, как будто услышал зов Божий, и его фильмы и пьесы — религиозное служение. Главное изобретение Перри — безумная бабка Мэдея, которая размахивает оружием, курит траву и является символом матриархата, а одновременно гласом истины.
<2>
Перри — известный драматург ростом под два метра, написал штук восемь пьес, все про негров, в частности, про Мэдею (от слова mad — «сумасшедшая»). В фильме он сыграл три роли, в том числе главную. Двухчасовая комедия про бабку с пистолетом, мечтающую выдать замуж свою внучку, смесь мелодрамы и ситкома, сделана всего за $6 млн (прописью: шесть миллионов).
То есть за первые три дня проката фильм отбился пять раз.
Перри говорит, что его фильмы и пьесы универсальны и рассчитаны на широкую аудиторию. Не зря один из зрительских отзывов на это кино начался с фразы «Прежде всего хочу сказать, что я — белый мужчина, республиканец». Не обязательно быть республиканцем, чтобы получить удовольствие от фильма про безумную негритянку, но иногда это помогает. Среди зрителей было 52% негритянок старше 35 лет. Процент сумасшедших не уточняется.
На втором месте в чарте — фильм Фрэнка Маршалла про собачек «Белый плен», что-то вроде «Белого Бима», но с гораздо более счастливым концом: про собак, оставшихся в Антарктике в одиночестве, и людей, переживающих, что не могут вот прямо сейчас спасти своих собачек. Собачкам-то без людей очень даже неплохо. $15,7 млн за уикенд (вдвое меньше, чем безумная бабка), $45 млн за десять дней проката. На третьем месте так и осталась «Розовая пантера» Шона Леви — жалкий приквел великой «Розовой пантеры» 1963 года. Стив Мартин пытается смешить публику, публика пытается улыбаться. $11,3 млн за уикенд, $61 млн за три недели проката.
<3>
Со второго места на четвертое опустилось «Кино для свидания» Аарона Зельтцера и Джейсона Фридберга — тупой клон «Очень страшного кино», попытка как следует повеселиться на тему «Мистера и миссис Смит», «Свадьбы лучшего друга» и других хороших фильмов. $9,2 млн за уикенд, общие сборы за десять дней — $33,9 млн, тысячи испорченных свиданий, сотни неродившихся детей и скандалов вроде «Ты идиот, что это за дебильное кино, ты обещал, что мы пойдем смотреть фильм про такую любовь, как у нас с тобой».
И пятое место — у детей, надо же их хоть чем-то порадовать в этом вареве натужных шуток, тупых клонов, жалких приквелов, умирающих от холода собачек и толстых старых негритянок, которые на самом деле — худые молодые негры. Мультик «Любопытный Джордж» непоправимо детский, но взрослые вынуждены ходить на него еще и еще раз, потому что дети хотят видеть обезьянку. Обезьянка спасает музей и дружит с людьми. Это трогательно, и каждый ребенок видит в обезьянке себя. $7 млн за уикенд, $43,1 млн за три недели проката.
Удивительно, но «Ночной дозор» так и не добрался не то что до пятерки самых кассовых фильмов, а даже и до двадцатки. К прошлому уикенду он набрал $106 тыс. (именно тысяч), а результатов этого уикенда пока нет. Зато обещали, что количество кинотеатров, где он идет, увеличится с трех до тридцати, так что фильм наберет хотя бы тысяч 300 в общей сложности. Может быть. Пока же критики исходят желчью и соревнуются, кто изящнее обгадит русскую готику. Критик из Washington Рost назвал фильм «революционным», но это, наверное, у него просто сработала школьная ассоциация «Россия — Ленин — революция». Остальные объясняют, что сюжет чудовищно нелогичен, стиля нет вовсе, а весь проект выглядит поразительно амбициозно — так, как будто ни «Матрицы», ни «Другого мира» никогда не существовало. «Сюжет... — пишет Guardian. — Ой, бросьте. Никакого сюжета нет». Вопрос, а что, собственно, там происходит, интересующий буквально всех критиков, еще раз доказывает, что русская душа непознаваема. Но самую восхитительную рецензию выдал, разумеется, Village Voice, заявив, что «Ночной дозор» — самое смешное апокалиптическое кино со времен «Земли мертвецов» Джорджа Ромеро. Вот и старайся после этого сделать красиво и дорого, как в «Матрице».