Если верить пресс-релизу дословно, получается довольно странная история. Фридеш Кёниг, график и одновременно ректор Университета изобразительных искусств в Будапеште, неожиданно стал интересоваться экологией. И в этих якобы целях пристрастился посещать Медицинский институт Земмельвейса. Причем даже не институт в целом, а только то отделение, где располагались новорожденные дети с различными патологиями: близнецы со сросшимися головами, похожие на лягушат, мальчик с ногой, протянувшейся из уха, девочка с половыми органами где-нибудь в районе шеи etc. <1>
Кёниг пристраивался в уголочке, доставал из кармана карандаш с бумагой и начинал тихонько себе зарисовывать, попутно делая пометки на полях.
Получалось вполне художественно, как у Пушкина с девичьими головами и у Леонардо да Винчи с парашютистами.
Когда дети наконец были зарисованы, Кёниг задумал показать их на выставке. И тут случился скандал: венгры младенцами сильно оскорбились. Пресс-релиз это дело объясняет так: конечно, рисовать и выставлять на всеобщее обозрение детей-уродов кощунственно — все равно как делать цирковые номера с участием раковых больных, но с другой — «мастерство художника подняло безобразие на уровень высокого искусства». А это, как известно, проходит уже по другому ведомству.
Питеру Уиткину, к примеру, никто не воспрещает перетаскивать трупы из морга к себе в мастерскую, обкладывать виноградом с ананасами и фотографировать. Диана Арбус, подвизающаяся на эффектных карликах, инвалидах и толстяках, также вполне уважаема.
И тут был придуман ход. Конечно же, ректору университета не с руки уподобляться Олегу Кулику и выставлять наружу то, на что все и так пойдут. Интереснее детей-калек, как известно, могут быть только шахидки в профессиональных костюмах. А беспокоит Кёнига, добропорядочного венгерского преподавателя, единственно актуальная сегодня тема окружающей среды. Ведь что делает младенцев уродами? Понятно что.
Загрязнение рек отходами, выбросы в воздух ядовитых веществ, увеличение озоновых дыр, опасность глобального потепления-похолодания.
Вообще, есть версия, что в скором будущем такие «органические» темы станут очень модными. В Политехническом музее недавно с успехом прошла выставка, посвященная исключительно климату. Весной улицы Москвы предполагаемо заполнятся людьми в майках, оформленных следующей художественной надписью: «Я пережил зиму-2006». Тому же Уиткину с его трупно-виноградными делами недавно посвятили подряд целых две выставки в Галерее Гари Татинцяна.
Так что все вполне объяснимо. Кроме, может быть, такого момента. Иногда Фридеш Кёниг забывает о том, что его интересует экология, и начинает изображать, к примеру, пыточные аппараты. На аппараты он укладывает, как правило, молодых, если не сказать юных, женщин. Изгибает им соответствующим образом руки, запрокидывает головы. Другие свои рисунки посвящает уже просто голым девочкам без особых патологий.
И вообще, очень любит голых людей.
В 2002 году, к примеру, в Венгрии проходила его выставка, посвященная, по всей видимости, нудистскому пляжу. Ее также сопровождал пресс-релиз, где говорилось о том, что Кёнигу интересно наблюдать за тем, как именно люди относятся к своим телам. Не всегда, прямо скажем, безупречным. На одном из рисунков скрупулезно изображено, как мужчина с пивным животиком о чем-то разговаривает с девочкой. У девочки кривые ноги. А кто в этом виноват? Скорее всего, они, выбросы.
«Harmonia Perturbata». Фридеш Кёниг. До 7 марта. Венгерский культурный центр. Ул. Поварская, 21. 291-31-34.