56-й Берлинский кинофестиваль близится к завершению. Накануне утром у главного фестивального кинозала «Берлинале Палас» какие-то неизвестные люди уже фотографировались с настоящей статуэткой «Тедди», которая вручается за лучший фильм о секс-меньшинствах.
За какие такие заслуги им достался этот пузатый мишка с улыбкой укуренного растамана, неизвестно, но это не так уж важно: в субботу вечером своих законных хозяев обретут все берлинские «медведи».
В последние дни фестиваля в ход пошла тяжелая артиллерия — в конкурсной программе показали «Комедию власти» 75-летнего французского мэтра Клода Шаброля и «Я виновен!» 81-летнего американского классика Сидни Люмета. Обоих как режиссеров критика уже успела похоронить — и, как оказалось, напрасно. И Люмет, и Шаброль — это как раз тот случай, когда пациент скорее жив, чем мертв.
<1>
Шаброль выдал отличный политический триллер с Изабель Юппер в роли судьи, которая расследует дело о хищениях в крупной французской компании. Героиню зовут Жанна Киллман (по-английски так и пишется — Killman), прозвище — Пиранья. Она мастер своего дела: на каждого нечистого на руку бизнесмена у нее лежит досье размером с Большую советскую энциклопедию, а в приватной беседе она способна расколоть любого. Дома между тем сидит несчастный муж, давно ставший частью интерьера в роскошной квартире.
Смотреть на то, как Юппер, в очередной раз играющая женщину со сжатой пружиной внутри, разделывается с одним богатым подонком за другим, одно удовольствие.
Действия в фильме мало, все строится на диалогах, а они выписаны блестяще. Шаброль в очередной раз подтверждает полученный еще в далеких 70-х титул создателя «новой человеческой комедии» в кино.
<2>
Сидни Люмет удивил не столько фильмом, сколько выбором актера на главную роль. Ну кто такой, в самом деле, Вин Дизель? «Лысый нянька», «Хроники Риддика», «Три икса» — с таким позорным послужным списком к классикам не попадают. А Дизель не только попал, но и отработал так, что если для съемок в следующей картине его теперь захочет пригласить Оливер Стоун или, к примеру, Мартин Скорсезе, никто особо не удивится. «Я виновен!» — фильм, основанный на реальной истории итальянского мафиози Джеки Ди Норшио. Когда клан, к которому он принадлежал, обвинили в торговле наркотиками и многочисленных убийствах, Джеки отказался от адвоката и решил защищать себя сам. Процесс тянулся больше двух лет, и все это время туповатому, но чертовски обаятельному итальянцу удавалось разбивать все аргументы обвинения. Дизель для этой роли поправился килограммов на 30 и стал похож на огромного неповоротливого гризли.
На красной ковровой дорожке Берлинале актер, правда, появился уже стройным и подтянутым.
Оказалось, что в столице Германии у него много фанатов, и довольно буйных. Им одним удалось своим душераздирающим «Винни, иди сюда!!» перекричать папарацци, которые при появлении звезды тоже начинают громко вопить, пытаясь заставить актера повернуться и посмотреть в объектив.
Фанаты Дизеля так неиствовствали, что чуть не снесли ограждения, отделяющие ковровую дорожку от зрительских мест; они продолжали визжать даже тогда, когда актер уже вошел в здание и стало понятно, что больше он оттуда раздавать автографы не выйдет.
<3>
Итальянец Роберто Бениньи привез в Берлин свой новый фильм «Тигр на снегу». Обидно, что картина идет вне конкурса, она вполне могла бы составить конкуренцию политизированной «Дороге на Гуантанамо» Майкла Уинтерботтома, так как ее действие происходит в Ираке сразу после вторжения туда американских войск. Но там, где у Уинтерботтома — бьющая по мозгам документалистика, у Бениньи — грустная сказка, совсем как в награжденном «Оскаром» фильме «Жизнь прекрасна». Худенький нелепый учитель литературы по имени Аттилио (его играет, разумеется, Бениньи) влюблен в писательницу Виторию (жена и Бениньи Николетта Браски). Она уезжает работать над очередной книгой в Багдад, попадает под обстрел, и ее помещают в местную больницу с диагнозом «максимум четыре часа, потом смерть». За эти четыре часа Аттилио успевает совершить много чудес и отвоевать любимую у смерти.
Бениньи, как всегда, смешон и трогателен одновременно: он бегает в белых семейных трусах, говорит без остановки, падает на ровном месте и постоянно забывает, где оставил машину. Отдельная история — появление в кадре Тома Уэйтса, который десять раз поет одну и ту же песню.
Со ставками на будущего обладателя Гран-при на Берлинале пока осторожничают: в последний день фестиваля должны показать еще одну немецкую картину, четвертую по счету в конкурсной программе — «Реквием» Ганса Христиана Шмидта.