Саймон Старлинг, художник-вторсырьист, получил Тернеровскую премию: 25 тыс. фунтов и право год быть куратором галереи Тэйт, эдакое переходящее красное знамя авангарда современного искусства. Старлинг увлекается утилизацией предметов, объектов и субстанций. В недалеком прошлом его бы лишили звания художника и назвали бы кустарем-одиночкой, изобретателем, Уоллесом из пластилинового мультика «Уоллес и Громит». Но, слава богу, границы искусства расширены до последней необычайности, и поэтому Старлинг – настоящий художник.
Премию ему вручили по совокупности заслуг – экзотических экологических путешествий. Первое называлось «Пробег по пустыне Табернас» (2004). Старлинг построил электрический велосипед из разного мусора и пересек на нем пустыню. Это был очень непростой велосипед. Он работал на топливных клетках – химические вещества превращались в электрическую энергию без сгорания, выделяя воду в качестве побочного продукта. Весь этот «выхлоп» Старлинг собрал и с его помощью нарисовал кактус. Ну не просто водой, разумеется, еще была использована акварельная краска. Нормальный такой зелененький кактус, в школах рисуют такие на занятиях ИЗО. «Контраст между совершенно эффективным кактусом и судорожными усилиями человека комичен и глубокомысленен, он подчеркивает также коммерческую эксплуатацию природных ресурсов региона».
Второй акт, принесший Старлингу премию, – «Сарайлодкасарай (мобильная архитектура № 2)».
Художник нашел в верховьях Рейна сарай, разобрал его, построил из него лодку, нагрузил ее остатками сарая, спустился на веслах на семь миль вниз по течению до Базеля, разгрузился у Базельского музея и там построил сарай заново.
Оба этих путешествия, пилигримажа, были актами протеста против современности, массового производства и глобального капитализма. Путешествие вниз по реке с ее скоростью было попыткой замедлить время. Непонятно, правда, почему автор ограничился лишь семью милями. Как-то он очень ненадолго замедлил время.
И последнее его шоу – «1 тонна, II». Речь идет о том, сколько усилий и энергии приходится использовать для того, чтобы получить небольшое количество платины. Одна тонна ценной руды была переведена для того, чтобы сделать несколько выставленных в галерее Тэйт оттисков.
Премию Старлингу вручили в понедельник вечером в галерее Тэйт.
Тридцативосьмилетний современный художник произнес трогательную речь о том, какой он сегодня удачливый, что вырвал победу из рук таких уважаемых художников, как Джиллиан Карнеги, Джим Лэмби и Даррен Алмонд.
Соревнование и правда было сложным. Джиллиан Карнеги, классически образованная холстомаслянная художница, написала серию жоп. Даррен Алмонд создал сложную видеоинсталляцию, посвященную воспоминаниям овдовевшей бабули. Лэмби создал сложный лабиринт стенок, проводов, старых пластинок, автомобильных шин и многого другого. Цель инсталляции – продемонстрировать транзит, превращение обыденных предметов в современные художественные инсталляции. В этом году призовой фонд премии был увеличен, поэтому номинанты тоже получили награды, по 5 тыс. фунтов каждый.
Как-то даже неудобно напоминать о том, что Тернеровская премия, главная награда в области современного искусства, неоднократно подвергалась сомнению как неавторитетная, шарлатанская схоластическая лавочка. Лауреатами этой почетной награды ранее становились Джереми Деллер, Рэйчел Уайтрид, Джилберт и Джордж, Аниш Капур и Дэмиен Херст.