Отчего так в России березы шумят? Беспокоятся о состоянии современного общества. Они же символы родимой сторонушки, как им не тревожиться, как не плакать о нас, горемычных. Уж они нас полешками в холодную зиму согревали, банными веничками одаривали, соком своим поили, красотою радовали, – а у нас в головах все какие-то глупости. Сегодня необходимо уберечь этот символ от грязных политических поползновений.
Последняя фраза – прямая цитата из аннотации к выставке «Березовая революция» в галерее «Практика». Нет, серьезно, так и написано: уберечь от поползновений.
На непорочность символа покушаются политтехнологи всех мастей, используя название священного дерева в слоганах типа той самой «березовой революции». Заступиться некому, кроме прогрессивных художников.
Как же они это делают? Да самым привычным образом — что есть в печи, на стол мечи. От Олега Кулика достается стародавнее видео, где излюбленный бульдожик треплет красную тряпку в окружении березовых стволов. На другом мониторе тоже березки и тоже в «красном» контексте: Юрий Васильев зафиксировал свою ландшафтную акцию «Russian Red. Роща» – выкрашенные в цвет кумача стволы. Георгий Литичевский предоставил принт, не оригинал даже, своего живописного опуса 1989 года «Грозы, не пугайте березы» – одного из ранних примеров тяготения к эстетике New Wave.
Сегодня-то с ньювэйвом полный порядок. Гоша Острецов предлагает очередной плакат от имени «Нового правительства»: на фоне солнышка и березовых веток выделяется грозное предупреждение «Господа, мочиться в сортирах!». Не менее решительно выступает Ostengruppe: плакат, изображающий громилу с автоматом и в березовом камуфляже, гласит, что «Зло должно быть наказано». По соседству сквозь прорези в бумажном дереве можно разглядеть фотки, намекающие на волну народного гнева (Максим Русаков, «Березовая революция»). А Кирилл Рубцов упражняется в изготовлении фанерных комиксов с собственного сочинения персонажем по имени Russki Robot. Персонаж, как вы уже догадались, представляет собой конструкцию из березовых поленьев. От умиления рощицей целуются милиционеры («Синие носы», фоторабота «Эра милосердия»). Тут же – портреты разнообразных деятелей, от Путина до Че Гевары (вот уж кого всевышний наказал так наказал, превратив в бессмысленный брэнд). Выполнены они Николой Овчинниковым как бы на бересте. Апофеоз – видеоролик этого же автора «Vopoleberyozastoyala»: хороводное вращение стволов с типичным березовым узором на фоне далекого синего неба.
Считать ли миссию по избавлению символа от посягательств выполненной на сто процентов? Или на восемьдесят четыре? Судить не возьмемся.
Ясно только, что с участием привлеченного контингента можно было бы решать и другие стратегические задачи: устроить кампанию по защите миролюбивых медведей коала от хищных дятлов или устроить конкурс проектов по декорированию озоновых дыр. У каждого из авторов что-нибудь найдется на любую тему, а нет – так сделают. Собственно, в этом и состоит особенность того феномена, который одними называется actual art, а другими art food. Жизнь коротка, искусство еще короче. Не сидеть же безвылазно месяцами в мастерской, чтобы создать произведение, претендующее на вечность. Что за вечность такая, кто ее видел собственными глазами? В окружающем мире столько всего интересного, столько всего можно успеть, если не тратить время на творческие сомнения. Вот уберегли же коллективными усилиями символ отечества от грязных посягательств, в другой раз появится новая волнующая перспектива. Главное, не терять темпа и не выпадать из обоймы. Прийти в рощицу, обнять березку, напитаться живительной силой – и вновь за работу.
«Березовая революция». В галерее «Практика» (Трехпрудный пер., д. 11/13 стр.1) до 28 декабря.