Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Что дало роялти

Доходы так называемых рентных отраслей находятся в центре дискуссии о необходимом экономическом курсе. Существуют разные точки зрения на то достаточно или нет государство получает от экспорта нефти. Полтора года назад форма изъятий изменилась, начал действовать налог на добычу полезных ископаемых, который, по сути, выполняет функции роялти. Исследование, проведенное Институтом экономики переходного периода, показывает, что налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль стала сопоставимой с аналогичными показателями для крупнейших транснациональных нефтяных компаний. Результаты исследования были изложены в докладе заведующего лабораторией бюджетной и налоговой политики Саида Баткибекова «Результаты реформы налогообложения добывающих отраслей». Тезисы доклада публикует «Газета.Ru».

Федеральным законом №126-ФЗ вторая часть Налогового кодекса была дополнена главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых». Внесены также соответствующие поправки в другие законодательные акты Российской Федерации, в частности, в закон «О недрах».

Таким образом, была серьезно изменена система налогообложения добывающих отраслей.

Новый налог — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — заменил с 2002 года три действовавших к тому моменту уже около 10 лет платежа: плату за пользование недрами (роялти), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газовый конденсат.

Порядок исчисления и уплаты данного налога базируется на действовавшем порядке исчисления платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых. Налоговые ставки установлены дифференцированно по видам полезных ископаемых в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых. Установленные налоговые ставки определены на основе средних фактических ставок роялти и половины действовавших ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы . По нефти утвержденная ставка налога учитывает также величину акциза.

Для обложения добычи нефти было сделано существенное исключение: налоговой базой в соответствии с принятым законом является объем продукции в натуральном выражении, а налоговая ставка установлена в размере 340 руб. за 1 тонну. Специфическая ставка налога по нефти корректируется с учетом уровня мировых цен на нефть и изменения валютного курса рубля.

Замена трех действовавших платежей одним налогом на добычу полезных ископаемых теоретически и практически представляется вполне оправданной.

Вводимый налог фактически выполняет функции роялти (платежа собственнику ресурсов за право разработки запасов). Введение НДПИ позволяет упростить налоговую систему и привести ее в соответствие с мировой практикой. Установление же специфической ставки налога на добычу нефти (на период отладки механизма применения рыночных цен для целей исчисления налогов) позволит преодолеть негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования.

В результате реформы поступления в бюджетную систему существенно увеличились:

Так, если совокупные платежи, акциз на нефть, платежи за пользование недрами и отчисления на ВМСБ в 2000 и 2002 году составили 1,6% выручки, то заменивший их НДПИ в 2002 — уже 2,5%.

Наряду с дополнениями в Налоговый и Бюджетный кодексы предусмотрено внесение ряда принципиальных изменений и дополнений в другие законодательные акты, в том числе в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе». В частности, поправками к данному закону впервые законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на углеводороды, изменяющиеся в зависимости от уровня мировых цен.

Поправками к закону «О недрах», принятыми Федеральным законом № 126-ФЗ, установлена система специальных неналоговых платежей за пользование недрами, к которым отнесены: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плата за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий.

Основной целью проведенной работы являлось построение модели оценки налоговых обязательств нефтяного сектора, а также попытка анализа налоговой нагрузки на него.
Для этого был построен финансовый баланс сектора, основанный на оценке
1) так называемой доходной базы отрасли, или прихода средств, т. е. того объема средств, который получили компании отрасли в условиях конъюнктуры цен 2002 года при фактических объемах реализации нефти и нефтепродуктов с учетом изменения объема дебиторской задолженности;
2) расходной базы отрасли, или расхода средств, то есть того объема средств, который был истрачен предприятиями отрасли на добычу, транспортировку, переработку нефти, реализацию и транспортировку нефтепродуктов, администрирование бизнеса, налоги, инвестиции, дивиденды и так далее, исходя из транспортных тарифов, ставок и структуры налогов, существовавшего уровня издержек и т. д. с учетом изменения объемов кредиторской задолженности.
Основными принципами при формировании оценок являлись:

— достоверность данных (данные по возможности проверялись по нескольким источникам);

— эквивалентность отражения доходов и расходов (включение в расходы затрат на операции с отражением выручки по этим операциям в составе доходов);

— формирование расходов на налоговые платежи исходя из внутренних расчетов по модели на основании параметров действовавшей налоговой системы и прочих необходимых данных.

По причине крайней противоречивости и недостаточности информации о различных показателях деятельности нефтяного сектора результаты расчетов не претендуют на абсолютную точность. По указанным причинам целью расчетов не являлось точное сведение баланса доходов и расходов нефтяного сектора. В то же время использование целого ряда источников и различных экспертных оценок полученных результатов, а также сравнение с результатами расчетов, осуществленных различными методами, позволяют надеяться на достаточную адекватность полученных результатов оценки фактической ситуации в секторе.

Некоторые позиции расчетов могут быть улучшены после получения дополнительной информации и необходимых данных. В частности, это касается расчета амортизации, расчета затрат на транспортировку нефтепродуктов при реализации на внутреннем рынке России, показателей изменения дебиторской и кредиторской задолженности. Следует, однако, отметить, что корректировка данных показателей, по-видимому, не окажет существенного влияния на результаты расчетов.

~ Расчет налоговой нагрузки на нефтяной сектор показал, что в 2002 году (в условиях действовавшей налоговой системы и среднегодовой цены на нефть марки URALS в $23,95 за баррель) поступления в бюджетную систему от нефтяных компаний составили около $20 млрд, что представляет собой около 35% от их валовой выручки. При этом сумма специальных налогов (т. е. тех налогов, которые взимаются только с предприятий, входящих в нефтяной сектор) составила, по нашим оценкам, $15,5 млрд, или 76% от общей суммы уплаченных налогов.

Условный расчет изменения налоговой нагрузки при изменении цен на нефть показал, что при снижении цены на нефть до $15 за баррель происходит сокращение налоговой нагрузки до 19% выручки в случае учета связи динамики цен на нефтепродукты с ценами на нефть и до 22% — без него. При снижении цен на нефть до $18,5 за баррель нагрузка снижается до 27% и 28% соответственно.

Оценка последствий изменения налоговой системы в 2003 году (отмена налога на пользователей автодорог и повышение ставок акцизов на нефтепродукты) показала, что налоговые обязательства нефтяного сектора (в условиях конъюнктуры цен 2002 года) увеличивается всего на 6,1% по сравнению с 2002 годом, а показатель налоговой нагрузки на выручку сектора составит 36%.
В случае если среднегодовая цена на нефть составит, по итогам 2003 года, $15 за баррель, показатель налоговой нагрузки снизится до 23% без учета взаимосвязи цен на нефтепродукты и цен на нефть и до 26% — с учетом таковой. При снижении цены на нефть до $18,5 за баррель эти показатели составят 29% и 30% соответственно.

Расчеты для 2004 года (в котором предполагается снижение ставки НДС до 18%, повышение ставки НДПИ до 357 руб. за тонну и отмена налога с продаж) показали, что в условиях конъюнктуры цен 2002 года налоговые обязательства сектора выросли бы по сравнению с уровнем 2002 год на 10,6%, при этом обязательства по специальным налогам увеличились бы на 8,7%.

При среднегодовой цене на нефть, равной $15 за баррель, налоговая нагрузка на выручку составит 24% без учета взаимосвязи цен на нефтепродукты и на нефть и до 26% — с учетом, а равной $18,5 за баррель — 29% и 30% соответственно.

Налоговая нагрузка на российскую вертикально интегрированную нефтяную отрасль представляется сопоставимой с аналогичными показателями для крупнейших транснациональных нефтяных компаний,

хотя в зависимости от выбранного показателя (налоги на единицу выручки, на тонну нефти и т. д.) положение российского нефтяного сектора может выглядеть относительно лучше или относительно хуже в зависимости от структуры производства и географии добычи конкретной иностранной компании, с которой проводится сопоставление.

По нашим расчетам, для достижения в 2010 году добычи нефти в объеме 400–500 млн тонн потребуется от $76 млрд до $117,5 млрд инвестиций за весь срок до 2010 года ($9,5–14,7 млрд в год), в том числе вложений исключительно в добычу — $35–55 млрд.

Новости и материалы
Во Владимире под стражу отправили участников массовой драки, среди которых были иностранцы
Voyah Free в Белоруссии продается на 1,7 млн рублей дешевле, чем в России
МО РФ показало кадры уничтожения гаубицы ВСУ
Стало известно об остановке единственного в России завода СПГ-оборудования
ВСУ намерены перейти на более дешевую корпусную систему
Гонщики «Формулы-1» пожаловались на запах марихуаны на трассе Гран-при
Российские военные уничтожили несколько беспилотников над Курской и Белгородской областями
Ксения Собчак раскрыла секрет красота от Глюкозы: «Кисель с коллагеном»
Россиянин приковал девятилетнего сына цепью к столбу во дворе за плохое поведение
Названы самые востребованные цвета поддержанных автомобилей в России
Россиянка узнала о беременности на 40-й неделе срока
В МИД иронично высказались об угрозе США из-за решения МУС по Нетаньяху
«Топ-работа»: Акинфеев о том, кем хочет быть после завершения карьеры
Банк «АвтоВАЗа» подпал под санкции США
Украинская журналистка жестко раскритиковала Зеленского
В украинском Кривом Роге сложилась критическая ситуация с отоплением домов
Лукашенко предоставил польскому судье убежище в Белоруссии
В Ярославле семь человек оштрафовали за пропаганду нетрадиционных отношений
Все новости