Я думаю, что особые экономические зоны — вещь важная и полезная. И весь мир, а особенно страны с уровнем развития, близким к нашему, — с ВВП до $5 тыс. на душу населения, успешно их используют.
Не стоит особенно рассчитывать, что зоны резко изменят ситуацию во всей стране и приведут к тому, что темпы роста вырастут с 6 до 8%.
Хотя это, конечно, хороший пиар зонам. Но, в принципе, это инструмент другого масштаба и другой цели. Мы видели ускорение экономического роста в результате работы зон в районе Шанхая в Китае, фактически и Гонконг был такой зоной. Но это очень специальные организации, которые требуют очень сильного государства, которое может контролировать большую часть контрабанды.
::: Зоны создаются для двух целей. Во-первых, для того чтобы развить какой-то район, который невозможно развить другими способами. Вопреки нашим представлениям о гомогенности и либеральности США такие зоны с налоговыми льготами есть внутри Соединенных Штатов — там, где положение сочли бедственным. Специальные зоны с льготами и инфраструктурными грантами есть внутри объединенной Европы. Инфраструктурные гранты — это мера из той же суммы идей. Строго говоря, к этой же сумме идей примыкает СРП. Если невозможно добывать нефть в каком-то отдаленном регионе, то применяют вот такой способ. К этому типу зон может относиться Калининград.
Вторая цель создания особых зон — это развитие высоких технологий. В такой зоне есть определенная отраслевая направленность, скажем, hi-tech. В этом смысле вся Ирландия была сделана некой специальной зоной, но по hi-tech. Или были сделаны специальные районы для развития Hi-tech в Индии. В принципе, эти зоны должны быть небольшими, и там, помимо налоговых льгот, есть еще два инструмента, о которых у нас обычно все забывают и поэтому идея гниет на корню.
Для развития hi-tech нужны не столько льготы, сколько чрезвычайно упрощенная, абсолютно простая и прозрачная система административного регулирования.
Индусы при всей своей тяжелой бюрократии сделали исключительно простыми правила использования льгот для этих зон. Еще более простые правила были созданы в Ирландии.
Для того чтобы зона работала, в нее должны быть вложены хоть какие-то деньги. Это инфраструктура, это дороги, легкость и невысокая цена аренды помещений, связь — в общем, не голое поле.
Одной из вечных идей остается особая зона в Шереметьеве.
Если государство стимулирует людей к определенным видам деятельности и защищает от бандитов (причем от бандитов в широком смысле, всех видов — и государственных, и негосударственных), то зоны начинают производить что-то, давать занятость и доход.
Естественно, они меньше платят, и зоны минфины не любят во всех странах. Надеяться, что Минфин полюбит свободные зоны для hi-tech, — это безнадежное дело. Скорее Минфин отменит налоги, чем полюбит их неплательщиков. Кроме того, если особые зоны превращают просто в налоговую гавань типа Ингушетии или Калмыкии, то все оборачивается просто уходом от налогов. Нельзя это делать в виде налоговой гавани. В налоговую гавань она превращается в случае, если нет ограничений на регистрацию. Должен быть введен определенный тип деятельности. В Ирландии можно было зарегистрировать предприятие в Центральном банке как производителя hi-tech и получить налоговые льготы. В Индии это относилось к программному обеспечению.
Если же, как у нас, вводить зоны и одновременно бороться с промышленной политикой, тогда зона освобождает от налогов всех. У нас борьба с промышленной политикой привела к таким результатам.
Возражения, что особые экономические зоны, так же как СРП, — это для неразвитых стран, являются полной ерундой. У нас ВВП $2,5 тыс. на душу населения. В Словении — 15, в Латвии — 3,5. Мы что, развитые?
И, как бы ни крутились, особый экономический режим так или иначе будет в Калининграде. Для hi-tech естественным местом зон будут районы нескольких крупных технических университетов, где на базе традиционно высокого образования и наличия подготовленных кадров будут этим заниматься.
Мы пишем это все 15 раз. Зоны периодически вносят и выкидывают. Я вписывал положения о таких зонах в программу привлечения иностранных инвестиций, одобренную правительством 17 июля 1992 года. Там все это уже было написано. Тогда я боролся против превращения почти всей страны в свободную зону, была тенденция выделять целые регионы, фактически полстраны. Одновременно я предлагал создавать маленькие зоны и развивать то, что можно развивать. Экспортные производства, hi-tech, средний и малый бизнес.
Если же говорить о механизме ускорения, то повод и причина — это все-таки разные вещи. Я говорю, в каких случаях могут создаваться особые зоны, а подо что их всунули в программу — это уже дело десятое.
Что касается удвоения ВВП, то я думаю, что это иллюзия. Слова президента, скорее, надо воспринимать как сигнал, что над этим надо работать. Как сигнал — это хорошо. Выполнима ли задача этими методами или какими-то другими — это еще большой вопрос. Свободные экономические зоны в этом направлении ничего не сделают. Это долгоиграющие проекты для других целей.
Если мы наладим хорошие зоны, то они начнут действовать через пять лет.
К этому времени период приказного ожидаемого удвоения уже пройдет. Если бы начали делать в 1992 году, то, может быть, сейчас они на что-то и влияли бы. Я очень рад, что через 11 лет снова вернулись к этой идее.
Подготовил Евгений Натаров