Снижение ставки НДС с 20% до 18% в перспективе сокращает правительству простор для маневра, поскольку любое снижение ставки должно сопровождаться какими-то мерами компенсирующего характера. Логика наиболее либерально настроенного Минэкономразвития состоит в том, что если снизится ставка, то тут же усилится рост экономики, и снижение налоговых поступлений если и произойдет, то очень незначительное. На самом деле это очень революционный подход. Ожидать этого было бы чрезмерно оптимистичным.
Часто приводят в пример тот факт, что после снижения ставки подоходного налога объем поступлений не только не снизился, но сильно увеличился.
Разница между НДС и подоходным налогом в том, что от НДС действительно довольно сложно уклоняться, а подоходный налог проще было не заплатить, чем заплатить.
:::Проще было никаким образом не декларировать свои доходы, и налоговая инспекция могла об этом и не знать. Не платить НДС существенно сложнее. И вопрос, насколько в связи со снижением ставки налога вырастет облагаемый объем оборота, не стоит. База НДС не вырастет так же, как у подоходного налога, в разы. Рост поступлений подоходного налога произошел в значительной части за счет того, что люди, которые вообще не декларировали свои доходы, в какой-то степени стали их показывать. В случае с НДС невозможно ожидать такого эффекта.
Есть несколько факторов, на которые может рассчитывать правительство, чтобы выполнить бюджет при снижении НДС. Во-первых, какой-то резерв будет накоплен к концу этого года. И хотя он должен компенсировать выпадающие разовые доходы, видимо, на самом деле он будет компенсировать снижение доходов, связанное со снижением ставки. Во-вторых, как сказал глава правительства, «нам такой профицит не нужен», и, видимо, не будут больше накапливать финансовый резерв, и профицит сократится. В-третьих, некоторый резерв — это сокращение расходов, на которое все рассчитывают.
Уже говорят, что бюджет 2004 будет самым жестким. Но это говорят из года в год. А всерьез ничего не происходит, и все по инерции движется в ту же самую сторону.
Одно время бизнес предлагал оставить налог с продаж, а еще больше снизить НДС и социальный налог. И логика бизнеса тут очевидна. Потому что отмена налога с продаж ему абсолютно ничего не сулит, она скорее выгодна населению. Снижение же НДС и социального налога — довольно крупный шаг в интересах бизнеса. Правительство на это предложение бизнеса не пошло. Дело в том, что налог с продаж довольно бессмысленный в нашей системе, его надо было либо повышать, чтобы окупать администрирование, либо отменять, потому что он фактически полностью дублирует НДС.
Не согласившись на предложения бизнеса под давлением Минэкономразвития и, по-видимому, Касьянова лично, Минфин согласился на снижение НДС. Неизвестно, когда вырастут поступления НДС в связи с ростом экономики, каков временной лаг между снижением ставки и ростом поступлений и каким должен быть резерв для компенсации выпадающих доходов. Кроме того, снижение НДС — это не временная мера, как, например, переход на нормальный режим зачета НДС по расходам на капитальное строительство. А цены на нефть не будут всегда такими, как сейчас. Скорее всего, в следующем году они будут сильно ниже. И буфер, который формируют доходы от экспорта нефти, сильно сократится. Плюс к этому предвыборный год и пока не начавшаяся еще реформа бюджетных расходов.
Уже раздаются голоса, что пора начинать занимать.
Сторонники новых займов говорят, что мы якобы уже достигли такого уровня государственного долга, который можно признать безопасным. Это не совсем так.
~Дело в том, что выполнение наших внутренних и внешних обязательств напрямую связано с конъюнктурой мировых цен на наш традиционный экспорт. По-видимому, больше заимствовать при нынешней ситуации не очень правильно. Проще было бы более серьезно подойти к оптимизации бюджетных расходов. Хотя интуиция подсказывает, что сократить бюджетные расходы в реальном выражении будет практически невозможно. Этот вопрос крайне политизирован: есть много групп интересов, которые ориентированы на различные потоки бюджетных средств. Следовательно, это всегда будет сопровождаться безумными спорами в правительстве. И результаты работы правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов достаточно скромные. Ничего принципиально нового не было разработано.
Оптимизации не произошло и в ближайший год вряд ли произойдет.
Подготовил Евгений Натаров