Каждый из нас, когда учился в школе, наверняка сталкивался со случаями травли, бойкота или какими-нибудь другими художествами стаи одноклассников, ополчившихся на одиночку.
Я и сама один раз была объектом некого заговора против меня.
Перешла в новую школу, понравилась, видимо, местному альфа-самцу, чего мне не захотели простить новые одноклассницы. Чувствовала себя при этом ужасно, как, впрочем, и в другие разы, когда объектом травли становился кто-то другой, а я за этим наблюдала со стороны, не в силах что-то изменить.
Именно такое чувство угнетающего бессилия охватывает меня всякий раз, когда доводится быть свидетелем несправедливости, творящейся в непосредственном окружении. Иногда на работе. Иногда в стране.
<1>Что делать, если ребенка травят в школе одноклассники или он подвергается психологическому террору со стороны учителя? Дело ясное: надо переводить в другую школу и не портить нервы ни себе, ни своему чаду. В случае несправедливости, творящейся в стране, с «перейти в другую школу» возникают проблемы.
И альтернативной школы может не быть поблизости, что уж говорить про альтернативную страну.
Дети собираются в стайки под предводительством наиболее сильного, но не всегда наиболее умного. Они его не выбирают. Он возникает сам по себе, никаких формальных процедур для этого не надо.
Вожак вполне может завести стайку своих поклонников не туда, куда хотелось бы родителям и учителям.
Если учитель умный и опытный, он в состоянии это дело развернуть и вывести на дорогу, которая восстановит покой старших и не унизит ребят. Если такого учителя нет, то беда. Дойти может до чего угодно. Для того, чтобы почувствовать себя кем-то, надо найти врага и начать с ним бороться. Либо по крайней мере обзывать его земляным червяком и пожирателем дохлых ящериц. Все помнят Маугли?
Но детский мир все-таки, я в этом уверена, некая калька с мира взрослых. Если агрессия разлита в мире людей, которые хотя бы в силу возраста должны уметь себя контролировать, так что говорить о тех, кто копирует в своей вселенной отцов и матерей? У нас, у взрослых, я уже не говорю про телевизор, постоянно кого-то травят и обвиняют во всех грехах. Постоянный поиск врагов — он для чего нужен? Да-да, чтобы почувствовать себя еще круче, еще больше.
Детям позволительно иногда путать значение слов «страх» и «уважение». А взрослым?
Если учитель мудр, он справляется с заблудшей стайкой. А если вождь большой стаи сам нуждается в том, чтобы его поправили, остановили, подтолкнули к более взвешенной самооценке? Но где взять такого «учителя»?
Здравая самооценка, умение посмотреть на себя со стороны, постараться понять точку зрения оппонента — вот то, чему надо учить в школе. Вот то, чему надо учить целое общество, забывшее, а может никогда и не знавшее эти простые правила общежития.
Кого травят в школе? Толстяков, ребят с синдромом Аспергера, то есть тех, кто «вещь в себе», замкнутых, живущих в собственном мире. Инвалидов травят, ребят другой национальности. А в стране травят оппозицию — тех, кто просто по-другому думает. Призывают к травле не более слабых, не более сильных — просто других.
Я тут на дискуссии побывала, где умные педагоги и журналисты беседовали как раз о таких случаях физического и психологического насилия, которые часто случаются в школах. Приводили в пример некую учительницу, которая била линейкой по рукам своих учеников. Из глубины зала раздался мужской голос: «Да что говорить? Отец должен прийти и приложить эту стерву мордой о дверной косяк!» Сидящие в президиуме оторопели, пытались увещевать: «Насилие порождает только новое насилие». Но все понимали, что правда нашей нынешней жизни именно в том, чтобы мордой о косяк.