Десять побед в десяти матчах, стопроцентный результат российской сборной, выигравшей белорусский чемпионат мира – впечатляющее достижение. Любопытно, но главная скрытая угроза для будущего этой команды таится в нынешнем же триумфе, вернее в его неправильной оценке. За последние семь лет это уже четвертое золото отечественного хоккея на чемпионатах мира. Будь во власти ФХР отменить хоккей на Олимпиадах, можно было бы и вовсе говорить о возрождении отечественной гегемонии. Впрочем, «отменить понедельники» не в силах ни ФХР, ни другие могущественные организации. Что не мешает создавать некие искаженные картины реальности для массового сознания. Впрочем, о восприятии позже, сперва о самом хоккее…
Собранная в авральном порядке национальная команда сумела продемонстрировать качественную игру и получить максимальный результат. Половина матчей на турнире, три стартовых на групповом этапе, а также полуфинал и финал получились непростыми. Собственно, их и стоит считать основным лакмусом того, чего удалось добиться новому тренерскому штабу. После первых игр стало понятно, что эта сборная должна бороться за медали. Выйдя из-под физической нагрузки, с которой действовала в товарищеских матчах и турнирах, команда показала, что способна играть в активный хоккей на протяжении всего матча, по крайней мере на этом уровне.
Надежность вратарской линии, пристойная игра в обороне и активная атака, это очень хороший базис, на котором можно и нужно строить дальше. Травмы и дисквалификации, поиск оптимальных сочетаний – занятие на пять последующих игр, включая проходной четвертьфинал с французами. Собственно, об этом я уже писал довольно подробно в двух предыдущих колонках.
Успешная игра в групповых матчах не давала возможности оценить, как именно сборная России будет действовать под давлением — как непосредственно игровым, так и психологическим – в неудачно складывающемся матче. Ответы на эти вопросы были даны в двух главных встречах турнира.
Быстрая шведская шайба в первой же смене как бы вообще не была замечена российскими хоккеистами, игравшими по пушкинским конспектам: россияне давили, шведы гнулись.
Финал с финнами содержал в своем сценарии опасные моменты, где соперник мог бы зацепиться за результат. Самый важный из них – когда финны вышли вперед по ходу второго периода, реализовав большинство. Но шайба Овечкина спустя всего 43 секунды была, вероятно, ключевым и переломным моментом всей игры, после которого в действиях россиян сквозило все больше уверенности, а в действиях соперника — все больше отчаяния. Еще один важный аспект, который шлифовался все это время, – игра в большинстве.
Отладить игру спецбригад – одна из самых сложных задач, традиционно требующая больше всего времени. И результаты этой работы чаще всего оказываются наиболее важны в решающих матчах, что было с успехом продемонстрировано именно в финале с четырьмя из пяти голов, созданных в большинстве.
Вернемся к полярным оценкам значимости этой победы. Вариант «политически правильный» – это великая, выдающаяся победа, которая доказывает что-то такое глобальное, и вот все теперь все поняли и зарубят себе на носу. А кто не понял, тому лично Олег Знарок придет и покажет то, что шведу обещал на пальцах.
Вариант «политически неверный», назовем его «либерально-упадническим»: все это не важно, медальки-чемпионатик. Олимпийские игры в Сочи показали, что мы в…(дорисуйте сами где). А потому никакие другие турниры, мол, ничего не исправят, позор-позор на наши седые от нервных переживаний головы.
От реальности как агрессивные оптимисты, так и седеющие пессимисты примерно одинаково далеки. Нынешняя победа на чемпионате мира – «вещь в себе», она ничего никому не доказывает на будущее и ничего не исправляет в прошлом.
Это первый шаг на довольно долгом пути, итогом которого станут следующие Олимпийские игры. И самое главное – это первая победа абсолютно новой Команды (именно с заглавной буквы, и в этом одно из ее кардинальных отличий).
Есть такое популярное выражение в науке: «понять – значит упростить». Давайте для простоты понимания рассмотрим какие-то элементарные примеры из других областей человеческой жизни. Вот, скажем, выиграл некий фильм какой-нибудь Кинотавр. Правильно ли будет делать из этого вывод, что ты теперь круче Голливуда, а в Каннах тебя не оценили потому, что эти тупые и продажные…(какое-нибудь расхожее выражение в адрес европейцев и американцев) ничего в кино не понимают? Очевидно, что нет (кому не очевидно, еще не поздно прекратить читать, это точно написано не для вас).
То есть, беря другой пример, если вы на «отлично» закончили первый курс института, нет смысла кричать, что вы уже дипломированный специалист. Но ведь и повода не отметить данное событие, тоже нет. Вопрос в разумности, в понимании того, что обе крайности одинаково деструктивны. Результат чемпионата мира важен именно сам по себе, важен для игроков и тренеров, бившихся в этой сборной, для адекватной части болельщиков.
Олег Знарок удивительным образом может считаться подходящей фигурой для очень разных групп и точек зрения.
Он – тренер-победитель, выигравший два Кубка Гагарина подряд (впрочем, Зинэтула Билялетдинов, заходя на пост, был тренером-победителем не в меньшей степени). Знарок в целом приверженец современного хоккея – активного и жесткого, что выделяет его команды в лучшую сторону как на фоне многих в КХЛ, так и в сравнении с предыдущей версией национальной сборной. При этом он не просто жесткий наставник, но и человек весьма жесткий, из серии «настоящий мужик». Но даже для тех, кто хотел какого-то заморского спеца водрузить на капитанский мостик в сборной, пара Знарок-Витолиньш подходит идеально: играли-тренировали за рубежом, у обоих имеется зарубежное гражданство.
Случай, который отправил главного нацтренера на трибуны на время финального матча, тоже получил абсолютно полярные оценки. Понятно, что для тех, чья культурная составляющая накоплена из творческого наследия «Радио Шансон», показать шведу на пальцах, что тому «кирдык», — это очень мужественный поступок. И для этой категории людей реально непонятно, как вообще можно было за такой замечательный поступок еще как-то наказывать. Противоположная точка зрения – ужаснуться от содеянного и едва ли не требовать отставки провинившегося тренера, чтобы в приступе мазохизма стенать о нашем общем бескультурии. Но истина и здесь лежит примерно посередине.
С одной стороны, поступок главного тренера — безусловный и однозначный моветон. Так не ведут себя в приличном обществе, а если ведут, то как раз бывают наказаны. Но, во-первых, полученное наказание более чем достаточно, а во-вторых, абсолютно понятно, откуда у случившегося растут ноги и прочие части тела.
Привычно, что наши хоккеисты получают в первых матчах международных турниров много ненужного штрафа. Получают потому, что во внутреннем чемпионате на многие «мелочи» арбитры закрывают глаза. Нечто подобное есть и в том, что происходит рядом со льдом. На «своей кухне» тренерам, хоккеистам, менеджерам и т.д. позволено вести себя по-хамски. И все, как бы, понимают, что ну вот нехорошо было так говорить или делать, ну да ладно. И потом вдруг выясняется, что на международной арене это ну никак не прокатывает.
Олег Знарок и в бытность тренером «Динамо» не был идеальным объектом для общения, скажем с журналистами. При этом будучи в жизни очень достойным и порядочным человеком. И важно понимать, что на этой «внутренней кухне» есть персонажи, на фоне которых поведение Знарка — вообще идеальное. И когда дома такое поведение считается нормой, то в напряженный и драматичный момент матча вспомнить, что вот тут выражаться нужно цивильно и сдержанно, просто нереально. Тем не менее вывод из данной истории довольно прост – впредь главному тренеру сборной нужно просто быть внимательнее в собственных словах и жестах. И это ему наверняка пригодится в последующих сезонах.
В расхожем выражении «пройти огонь, воду и медные трубы» часть про трубы появилась позднее огня и воды. Речь идет о духовом оркестре, который встречает человека, прошедшего огонь и воду. И именно эти медные трубы не удалось преодолеть предшественникам Знарка. Быков и Захаркин прибыли в Ванкувер в ранге живых классиков, чтобы получить самое жестокое наше унижение в олимпийской истории. Билялетдинов, выиграв чемпионат мира в 2012-м (кстати, там тоже было десять побед в десяти матчах), как бы и не заметил случившегося годом позднее и добрался до Сочи также в ранге тренера-памятника.
Олег Знарок выиграл свой первый серьезный турнир в сборной с первой попытки, что не удавалось ни Быкову, ни Билялетдинову.
Главное, чтобы, в отличие от предшественников, он прошел после огня и воды и третье испытание. Тогда нынешняя победа сможет оказаться больше чем просто отдельным успехом, а стать началом реального возрождения.
Болейте на здоровье!