Я часто вспоминаю деда — того из двух, которого застал. И который меня отчасти воспитывал (молодые родители оставляли меня то и дело предкам), инвестируя во внука время и нервы. И вот что важно: как он на меня, так раньше и на него реально влияли его деды. И преподавали ему какие-то вещи, которые уже после, в менее нежном возрасте, из человека не выбить. Иван Митрич был 1901 года рождения, и его дед, — тут простая арифметика — родившись в 1831-м, мог до своих 80 или даже 90 (мой прожил аж 91) лет научить чему-то внучка.
И вот с некоторым упрощением, надеюсь, в данном случае простительным, можно сказать так: меня воспитывал ученик раба.
Да-да! Мой прапрадед, до которого я доставал в два рукопожатия, в два касания, родился рабом и к свободе уже был взрослым, сформировавшимся человеком! Это все страшно близко от меня. И от вас, поскольку вот я хожу по вашим улицам и пишу в ваши газеты.
Революции, войны перестройки — это все внешнее, формальное, а вот живая эстафета рабства — это глубинное, и жесткое, и страшное, ну вот и какими написанными на бумаге конституциями это можно перебить, перечеркнуть, пересилить?
Безусловно, есть сходство между русским рабством и американским — вплоть до почти совпадения в датах отмены и того и другого. Но есть и различия: негры — заметная их часть — сами воевали за свою свободу, а русские получили волю сверху, из рук Путина, ну или кто там командовал вертикалью в 1861 году. А хуже другое: американцы чужих, расово неблизких негров наловили в джунглях и привезли на плантации, да и плевать им было на этих мигрантов и гастарбайтеров. В России же (на Руси) рабами становились свои, они сами продавали себя, например, за долги, типа колхоз (как форма рабства) — дело добровольное, ха-ха. И конечно, это никуда не делось, вот эта глубокая тяга к рабству, да посмотрите хоть на теперешнюю ситуацию, когда люди тупо набирают кредитов и потом не знают, как дальше жить. Не привыкли отвечать за себя. Это совсем нехорошо! Это бездна, в которую неприятно и грустно заглядывать, это стыдно. Это национальный позор, ну вот у нас такой, а у других этносов — иной, всякое бывает. Пардон, я не согласен с позицией Никиты Михалкова, который уверяет: барин — это был не рабовладелец-монстр, а отец родной, и учитель, и лучший друг крестьян, а они ему были как дети малые, о которых он заботился так, что кушать не мог.
Рабы отличаются еще и тем, что у них не может быть избирательного права. На родине демократии — в Афинах — оно было только у горстки свободных людей. Негры получили право голоса не сразу в 1865-м, после победы Севера в Гражданской, но через 100 лет после отмены рабства в Америке, после марша на Вашингтон. А что у нас? Когда русские получили это право? Не будем кивать на вече и Запорожскую Сечь. Можно ли сказать, что в 1917-м? В 1936-м — по сталинской конституции, самой прогрессивной в мире? В 1953-м — после смерти тирана? В 1961-м — к столетию отмены крепостного права, как в Штатах? Господи, да что ж это такое, да когда же? Ну уж точно не после Беслана, когда прикрыли губернаторские.
Да есть ли сегодня это право, после всех каруселей, и подтасовок, и вбросов? Мне не кажется, что это простой вопрос. Рабу, да, не нужны никакие выборы. Если ему это право дать, то он свой голос отдаст не за лучшего, а за хозяина, на худой конец — за начальника. И побежит рвать того, кто не хвалит начальство.
Ах, он самый умный, щас мы очочки разобьем и либеральную бороденку выдернем! Наверно, это глубоко запрятано в человеческой природе, раз даже такие эксперты по демократии, как американцы, решили больше двух сроков никому не давать. Голосовать за начальника — это уже некрасиво, неизящно как-то, не по-мужски. Ну можно в виде исключения. Последний раз. Когда человека выбирают первый раз — он просто гражданин с улицы. Такой, как все. Он просит называть его не по имени-отчеству, как некоторые, он для избирателей просто Билл, например. Или Джимми. Нормально? «Наш президент Вова Путин...» — сообщает газета (не икайте, коллеги, все будет хорошо, это шутка юмора!)
Хрестоматийный пассаж Чехова, я про Фирса, который говорил, цитирую вольно: «Это было еще до беды, то есть до воли». Он про что? Про отдельного счастливого раба, который не человек, а так, жалкая ничтожная личность? Или это сказано про большинство народа? Которое, чуть надави на него, чуть припугни и задури ему голову, дает 99,9% за начальника? Каким бы и кем бы тот ни был и чего бы ни натворил? И голосует за того, кто ближе к власти? А не за смелого, порядочного и самостоятельного?
Так а что же мой дед, воспитанник раба? Как он себя проявил? Чему же научил его дед? Может, терпеть и молчать, когда тебя секут господа? Судя по тому, что было дальше, наука преподавалась какая-то другая. Дед пошел в революцию, далее в ЧК и немало перестрелял своих политических противников. Которым не нравилась диктатура пролетариата, защищавшая, по мнению деда, права большинства. Похоже, наука была ему в детстве и отрочестве преподнесена такая: раб при первой возможности должен восстать и крушить ненавистный режим. А нельзя как-то договориться и мирно решить проблемы? Ну, например, в парламенте? Запустить туда весь политический спектр, и пусть он дебатирует и принимает какие-то мудрые компромиссные решения? Жизнь показывает, что у нас так не получается, даже при теперешней поголовной, казалось бы, грамотности, а про ситуацию столетней давности и говорить нечего.
И вот что же, выходит, этнос всегда состоит из двух частей — верных рабов и рабов восставших, а остальное не считается? И кучка либералов погоды не делала никогда и не сделает? И все, что мы имеем, — это битва Фирса со Спартаком?
Оба, кстати, плохо кончили. Один погиб в расцвете лет, а второй хоть дожил до седин, но был выброшен за ненадобностью. Он, грубо говоря, отдал свой голос за хозяина, 99,9% или даже 146%, и про него натурально забыли. А не нужен стал. Идите перечитайте предвыборные обещания теперешних начальников, посмеетесь.
Так что же, ничего хорошего нас не ждет, похоже? Ну так-то вроде нет. Но лично у меня появилось удивительное чувство — давно такого не было, с перестройки, — что вся теперешняя политическая грязь (не будем показывать пальцем) будет скоро смыта и приличных людей в верхах станет ощутимо больше. Тесто уже не запихнуть обратно в квашню. И фарш невозможно провернуть назад. Так не бывает.
Все на выборы, как говорится!