Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Китайцы вместо бабы Мани?

Если честно, то давно я не чувствовала себя настолько глубоко, ну как бы это сказать помягче — ошарашенной! Я не обольщаюсь, разумности в частных решениях федеральных министерств видела не много, но эта история просто поражает своей откровенной нелепостью.

Разговариваю я с женщиной из соседней деревни, что дальше по нашей трассе, между прочим, очень давней, еще Островский писал про эту дорогу в своих пьесах «Лес» и «На бойком месте». Беседуем мы о житейском: то да се, про больницу, про аптеку, про то, что школьную форму надо детям покупать к Первому сентября.

И вдруг выясняется, что автобус, много лет исправно возивший жителей окрестных деревень как в райцентр, так и в ближайший город, больше не ходит. То есть, вообще никогда не ходит, ни зимой, ни летом, ни один раз в день, ни два раза в неделю.

А это единственный вид общественного транспорта, связывающий несколько населенных пунктов нашей обширной области с большой землей.

Как же, удивляюсь я, вы теперь добираетесь, например, до больницы или еще по какой надобности — собес, суд, БТИ, энергосбыт, да хоть и похоронное бюро? Женщина отвечает, что самоходом: иногда просят соседей подвезти, или собираются по трое-четверо на такси, или на попутках, если денег мало. А расстояния, надо отметить, не маленькие. До райцентра, где все социальные конторы – 25 километров, а до городка, в котором есть промтоварные магазины, стройдвор, хозяйственные лавки и прочие полезные штуки, — 18 километров. Пешком не дойдешь, особенно зимой или осенью, и на велосипеде не доедешь.

Конечно, у многих есть автомобили, но не у всех же. Машин нет как раз у старых и малоимущих, и тех, что многодетные, и тех, кто давно болен.

Конечно, и раньше в город было ездить неудобно, автобусы ходили редко, но все же можно было добраться: три часа между утренним и дневным рейсами на то, чтобы сделать какие-то нужные дела, было. Теперь – все.

Отчего же, думаю, такая напасть. А мне говорят — решение Минтранса. С терроризмом борются или с левыми заработками, только запретили сначала водителям останавливаться на старых остановках, поскольку они не оборудованы кассовыми аппаратами или еще чем-то важным. Так что автобус Кострома-Кинешма, может, даже и ходит, только на него сесть можно только в конечном пункте, а выйти на другом конце маршрута.

Главная беда в том, что наши деревни оказались на границе Костромской области, до Костромы от нас — 120 километров, а до соседней Кинешмы, где тоже есть больница, кинотеатр и рынок, — всего 25. Но ни в Кинешму, ни в Кострому, ни в более близкие Заволжск или Островское теперь общественный транспорт не ходит, так как пересекающие границу области автобусы автоматом переходят в разряд региональных маршрутов. А для «установления правовых основ единого рынка транспортных услуг и приведения системы управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики разработан проект федерального закона об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам».

Разработан он был в Минтрансе, месте, откуда, как ни гляди, не видно, что половина населенных пунктов в России имеет свои, порой не отфильтрованные «единым рынком» связи, не совпадающие с границами произвольно нарезанных регионов.

Разобраться в правилах организации этих самых межрегиональных маршрутов чрезвычайно сложно. В феврале этого года Объединение автопассажирских перевозчиков писало в Минтранс письмо, где говорилось, что тысячи автобусов по всей стране могут остановить работу, так как перевозки между населенными пунктами оказываются вне закона — если остановки не внесены в федеральный реестр. А внести их не просто.

Нет, вы не бросайте читать на этом месте на том основании, что все эти требования — нелепые и глупые. Ведь чиновники их для чего-то придумали. И не просто придумали, а сделали так, что из пункта А попасть в пункт Б решительно невозможно.

Я попыталась разобраться, прочла тексты законов, постановлений, переписку с перевозчиками, местные отчеты. Поняла только, что транспортные компании должны получить свидетельства и маршрутные карты для перевозок в ФБУ «Росавтотранс». Но там их не выдадут, пока остановки не включены в реестр Министерства транспорта. Если хотя бы один остановочный пункт на пути следования автобуса не внесен в федеральный перечень — запрещен весь маршрут. А внести в реестр остановку может только собственник участка, на котором находится остановка. Для чего ему что-то нужно сделать с этой остановкой, как-то ее оборудовать.

Собственником участка может быть кто угодно – муниципалитет, частное лицо, коммерческая компания. Бедные муниципальные власти просто не имеют денег для того, чтобы нужным образом обустроить остановки. Частникам же это вообще не нужно — им есть куда деньги тратить. Семь остановок нашего маршрута еще осенью 2018 года администрация Костромской области постановила внести в реестр, но видно, постановления из области мало. Или же остановки внесены, но маршрут уже отменили, а теперь для возобновления требуется слишком много усилий, компании избавились от невыгодных перевозок под благовидным предлогом.

Этот ФЗ № 220 разрабатывался около десяти лет, кстати. Отлично потрудились. В Минтрансе даже провели не одно совещание, посвященное работе этого закона, когда выяснилось, что только 38% из всех автобусных маршрутов получили «свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута». А 62% межрегиональных перевозок осуществляются «вне закона» или не осуществляются вообще. То есть, закон крайне неэффективен и не удобен. Что же предлагают чиновники?

А вот что: «участники заседания высказались за проведение серии обучающих семинаров по реализации закона для представителей регионов и крупных муниципалитетов». То есть, пока они обучают «крупные муниципалитеты», в мелких люди в больницу будут ездить на такси – вернее, на тех колымагах, владельцы которых согласятся за небольшую плату подбросить тетю Маню в город, подождать там, пока ее примет доктор в эффективно сведенном в одно место лечебном учреждении (фельдшерские пункты же закрыты в связи с оптимизацией), и потом отвезет обратно. Или не отвезет, и тогда ей придется ночевать в эффективно модернизированном автовокзале?

Впрочем, автовокзалы тоже закрылись, поскольку законом предписано считать автовокзалом такое место, где в день побывает не менее 250 человек. А где столько взять в райцентре?

Конечно, проблема неэффективности сельских маршрутов существует везде, в США она тоже встала остро после очередного реформирования транспортной отрасли — и сразу была осознана необходимость найти решение, например, субсидированием невыгодных рейсов за счет выгодных. Но что в рыночно ориентированных США, что в почти социалистической Швейцарии главная задача регулятора, то есть государства и общества — обеспечить каждого жителя, особенно неимущего или инвалида, доступом к автотранспорту, причем желательно не запредельно дорогому. У нас же главной задачей для чиновника оказывается борьба с нелегалами. Им надо запретить самодеятельный Бла-бла-кар, который не платит налоги, а то, что в результате этой борьбы страдает население — извините, издержки.

Пока чиновники заняты перепиской с пользователями, разработкой законов и контролем за их исполнением, сельские жители — и не только у нас в районе, а и во многих других местах нашей чрезмерно протяженной страны — остаются без общественного транспорта.

Смешно еще и то, что именно у нас находится федеральный государственный музей-заповедник А. Н. Островского, от сотрудников которого постоянно требуют увеличения посещаемости. Требует Министерство культуры того самого правительства, чье Министерство транспорта, по сути, запретило автобусы в этот самый музей. Сотрудники пишут письма, просят как-то разрешить ситуацию, ведь прежде к ним ездили на рейсовых автобусах на выходные люди из Кинешмы, Костромы, Иванова, а теперь это невозможно.

На сайте музея до сих пор висит извещение, что туда можно добраться общественным транспортом. Надеются, видимо, на возвращение. Да что на сайте музея – на всех транспортных сайтах есть информация о рейсе (правда, одном), но если вы захотите купить билет на этот единственный рейс, то вам откроется правда – сообщение, что маршрута пока нет, но вы держитесь.

Местные жители, рассказывая все это, кряхтят и с печалью замечают, что видно, власти хотят стереть с земли все сельское население. Объясняют они это людоедское желание тем, что есть, якобы, секретный план о заселении китайцами всей средней полосы. Поэтому правительство распорядилось закрыть все, что позволяет выжить местным – больницы, школы, интернаты для инвалидов, магазины, а теперь и автобусное сообщение. В то, что делается это без умысла, а исключительно по чиновничьей логике, они не верят.

Да и вы бы не поверили, если бы однажды вышли на автобусную остановку, а автобус бы и не пришел. Никогда.

Новости и материалы
Путин рассказал, кто вынудил Россию начать СВО
Путин выступил против навязывания модели одной страны всем остальным
Путин рассказал о жалобах европейских лидеров на США
Путин опроверг риторику Запада о конфликте «всех со всеми»
Саратовского учителя, в которого школьник бросил стул, уволили с работы
Губерниев призвал Карпина вызвать Дзюбу в сборную России
Путин назвал НАТО анахронизмом
Пожарные спасли собаку, плававшую по каналу на затонувшей тележке
Путин заявил, что искусственные барьеры тормозят взаимовыгодное развитие
Путин заявил, что РФ не ставит вопрос «мы или они»
Путин заявил, что острые конфликты осложняют мировое развитие
Путин рассказал о формировании нового мирового устройства
Трампа убрали из «Миротворца»
Путин заявил, что человечеству грозит утрата традиционных ценностей
В России планируют вывозить брошенных и раненых животных из зоны СВО
В «Спартаке» назвали основные качества Станковича
Путин заявил о приближении мира к «опасной черте»
Путин заявил об отсутствии гарантий неприменения Западом ядерного оружия
Все новости