Объявленное на днях возвращение в петербургский «Зенит» бывшего капитана сборной России по футболу 32-летнего Андрея Аршавина заставило меня вспомнить историю с уходом из «Барселоны» по окончании нынешнего сезона бывшего защитника сборной Франции 33-летнего Эрика Абидаля. Это не просто спортивные истории двух контрактов — это два разных представления о человечности и чувстве собственного достоинства. Не скажу — в России и Европе. Скажу — в питерском «Зените» и «Барселоне».
Абидаль появился на поле после 14-месячного отсутствия из-за операции по пересадке донорской печени, которую он перенес, пытаясь победить рецидив рака. До этого Абидаль уже боролся с раком, играя за «Барсу», и вернулся на поле, став если и не твердым основным игроком, то надежным запасным. Таким, которого можно выпустить в любое время в любой игре, и обедни он не испортит. Аршавин весь последний сезон откровенно валял дурака в лондонском «Арсенале». Публика узнавала о нем либо после сообщений светской прессы о его уходе из семьи с тремя детьми (не то к какой-то британской модели, не то к замужней 45-летней азербайджанке), либо после появления видео, где нетрезвый Андрей Сергеевич пытается прорваться в лондонский ночной клуб, куда его не пускают секьюрити.
Абидаль объявлял о своем уходе на специально созванной пресс-конференции. В первом ряду сидели его партнеры по команде и главный тренер «Барсы» Тито Виланова, сам пытающийся побороть рак горла. «Я бы хотел остаться и играть в «Барселоне», но клуб посчитал иначе, и мне остается с уважением принять их решение, — говорил Абидаль и плакал. — Я надеюсь вернуться, поскольку этот клуб для меня особенный». Президент «Барселоны» Сандро Россель публично пригласил Абидаля после окончания карьеры игрока вернуться на работу в клубную академию. Партнеры аплодировали ему. Прежний же президент «Барсы» Жоан Лапорта обвинил Росселя в бесчеловечности, заявив, что сам бы никогда не посмел отказать Абидалю в продлении контракта.
О возвращении в «Зенит» Аршавина объявлял «главный болельщик» команды, президент «Газпрома» Алексей Миллер. На вопрос журналистов, зачем они возвращают футболиста, которого не хочет видеть в команде главный тренер Лучано Спаллетти, Миллер ответил с полным пониманием того, кто и что решает в «Зените»: «Дело не в том, что в первую очередь хочет видеть Аршавина Спаллетти. Аршавин — наш воспитанник, и это правильно, если воспитанник «Зенита» заканчивает карьеру в своем клубе. Надо помнить, что Аршавин — это великий российский футболист (по мне, так великие российские футболисты — Лев Яшин, Всеволод Бобров, Григорий Федотов, Федор Черенков, зенитовский вратарь Леонид Иванов, вернувшийся в футбол, пройдя всю Великую Отечественную войну, но уж точно не Аршавин. — С. Н.) А с учетом того, что он великий петербургский спортсмен (еще одно явное «художественное» преувеличение. — С. Н.), мы должны так относиться к его просьбе, предложению по возвращению в «Зенит».
Сам Аршавин пока публично никак не заявил о своем желании вернуться в Питер, откуда в свое время рвался уехать всеми силами и как раз об этом говорил охотно и открыто. В том числе говорил он и о желании играть в «Барселоне». Говорят, агент собирался продать его в турецкий «Бешикташ», но турки не потянули финансовых запросов уже практически не играющего футболиста. Плюс тут же возникло дополнительное обоснование возвращения: Аршавин хочет в конце карьеры хотя бы раз сыграть на чемпионате мира, куда не попадал ни разу. И, значит, должен быть на виду у тренеров сборной. Впрочем, Фабио Капелло, главный тренер сборной России по футболу, не из тех людей, кто возьмет игрока только потому, что он член партии «Единая Россия», а глава крупнейшей корпорации страны называет его великим российским футболистом.
Итак, человечный «Зенит» подписывает миллионный трехлетний контракт с игроком, откровенно забившим на игру, ставшим смесью светского повесы и обыкновенного избалованного подростка. С игроком, после позорного матча с греками на чемпионате Европы-2012 бросившим болельщикам, пытавшимся узнать причины столь безвольного поражения сборной, знаменитое «Это ваши проблемы». Всеми фибрами души желавшим расстаться с «Зенитом» и блистать в лучших клубах Европы, не прилагая к тому соответствующих усилий.
Бесчеловечная «Барселона» не продлевает контракт с явно не самым высокооплачиваемым футболистом команды, ставшим всемирным символом мужества и противостояния тяжелой болезни. Хотя он буквально на уровне жизни и смерти доказал, насколько предан клубу. Что-то тут не так. В чем подвох? Не говорю в России, но по крайней мере в питерском «Зените» понты, былые заслуги и ложно понятая корпоративная солидарность приводят к тому, что Аршавина поощрили гигантской зарплатой, которую он не заслуживает. Ему предложили фальшивый, по сути, не заслуженный, унижающий человеческое достоинство контракт. А «Барса» решила не унижать достоинства не проходящего в основной состав по объективным игровым возможностям, но желающего еще по-настоящему профессионально играть в футбол Абидаля таким фейковым, неспортивным по духу контрактом. Но, понимая значение этого человека для клубной истории (а ткань истории великих клубов как раз и соткана из таких частных историй), клуб гарантировал Абидалю работу по окончании футбольной карьеры. Если сам Абидаль сможет и захочет вернуться, «Барса» непременно исполнит это свое обещание.
На самом деле именно «Барселона» поступила достойно, а «Зенит» — нет.