Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Вирусная глобализация

«Она появилась на Востоке и унесла бессчетное число жизней, а затем, беспрестанно двигаясь с места на места и разросшись до размеров умопомрачительных, добралась, наконец, и до Запада. Ничего не могли с ней поделать догадливость и предусмотрительность человеческая, … воспрещавшая въезд больным, распространившая советы медиков, как уберечься от заразы».

Так начинается «Декамерон» Джованни Боккаччо — с описания чумы во Флоренции в 1348 году. Кто-то устраивает пир во время чумы, иные теряют человеческий облик, случается «ослабление нравов», цена человеческой жизни становится ничтожной — «умерший человек вызывал тогда столько же участия, сколько издохшая коза».

Человек человеку — чума. Эпидемию в Тоскану принесли итальянские корабли, приплывшие из итальянской фактории Кафы (нынешняя Феодосия): татарское войско осаждало управлявшийся генуэзцами город. В ханском войске началась чума, занесенная караванами, шедшими Шелковым путем с Востока (глобализация торговли!).

И тогда татары стали использовать умерших в качестве смертоносных бомб — перебрасывали катапультами зачумленные трупы через крепостные стены. Один из первых случаев использования биологического оружия…

В сущности, весь «Декамерон» — это севшие на карантин семь дам и трое молодых людей, рассказывавшие друг другу в течение десяти дней побасенки, притчи и истории. Хороший, кстати, вариант времяпрепровождения для граждан, находящихся нынче в самоизоляции по прибытии из той же самой Флоренции после осмотра той же самой Санта Марии Новеллы, в которой и встретились в XIV веке благонравные молодые дамы и молодые люди.

Вспоминают в эти дни пандемии и «Чуму» Альбера Камю, где представлены образцы и человеческой подлости, и подлинного героизма в борьбе за человеческие жизни. Но можно вспомнить еще и его пьесу «Осадное положение», которая несла в себе антитоталитарный пафос — в 1948 году, когда она была написана, на 1/6 части суши страной, находившейся на вечном осадном положении, руководил человек-Чума.

«Одна чума лучше двух демократий», «Чем меньше они будут понимать, тем лучше будут подчиняться» — это все оттуда, из Камю.

В конце концов, есть и наше все — Пушкин с его «Пиром во время чумы». Прямо сегодняшние картинки иных европейских столиц: «Ныне церковь опустела; / Школа глухо заперта».

Человеческая природа неизменна: когда постепенно убывает одна привычная нормативная рамка, и возникает другая — она немедленно начинает восприниматься как «новая нормальность». Хотя, надо признать, что нынешний кризис, где на входе в черный ящик — загадочный вирус, а на выходе — замедление экономики и изменение потребительского поведения, совсем не тривиальный. Полки супермаркетов в европейских городах, с которых одномоментно сметается все — это похоже на фотографии (и картинки из памяти) советских магазинов образца 1989-1990 годов. Притом, что экономика рыночная, и она по определению не может прекратить производство и распределение товаров ни на минуту, принудительное закрытие ресторанов и ограничение времени торговли может остановить часть материально-вещественных потоков в экономике. А это означает банкротство бизнесов, обслуживающих потребности частного человека.

Об этом сказано достаточно, однако, во-первых, последствия еще не просчитаны детально, и, во-вторых, происходящее несет в себе риски национализации и вообще усиления роли государства даже в свободных, а не госкапиталистических, как у нас, экономиках. Туда, где из жизни выключаются частные бизнесы, основанные на удовлетворении массового повседневного спроса, неизбежно приходит государство со своей рукой кормящей. Нужно не допустить массовых провалов в бедность, компенсировать убытки предприятиям и зарплаты работникам. А кто это будет делать? Государство. Причем государство с заведомо подорванной — из-за ослабления потока собираемых налогов — доходной базой.

Есть еще проблема Китая — фабрики мира. Каких товаров — от детских игрушек и велосипедов до рубашек и брюк — недосчитается мир?

Бытовая «китаефобия» уже возвращается — все-таки угроза, как и в Средние века, пришла с Востока.

Удивительно, насколько банальным образом работают законы массовой психологии – как быстро распространяется паника, до какой степени она подражательна в поведении людей, создающих запасы еды и туалетной бумаги, этого символа стабильности. И до какой степени меры разнообразных властей в своем единообразии сами похожи на инфекцию. Причем инфекция паники и подражательности точно распространяется быстрее вируса. Люди вдруг обнаруживают себя внутри антиутопии — и немедленно начинают жить по ее правилам, как если бы попали в какой-то сериал или книгу. В который раз жизнь подло подражает художественному вымыслу.

Словом, чума, как и было сказано. В широком смысле этого слова, если принимать во внимание нервные действия властей, иногда выдающие характер властителей, как в случае Трампа, одним чохом закрывшего рейсы из Европы, но не закрывшего страну для полетов из Великобритании.

Психологическое состояние в дни пандемии чем-то напоминает новогодние праздники, когда на сравнительно длительный период отменяется множество обязательств: нынешняя «чума» их тоже откладывает на потом, и даже Сизиф переходит на работу на «удаленке», закатывая свой камень на свою гору в режиме онлайн. Или в принципе это похоже на любое неординарное состояние, например, короткий, но весьма поучительный период аварии после пожара на Останкинской башне, когда на насколько дней Россия оказалась лишена телевидения и осталась наедине с самой собой.

А если представить себе жизнь без телевидения, интернета, мобильной связи? Наверное, появится то самое ощущение осадного положения, опустошенных дней, разорванных коммуникаций, как при отмене авиасообщения, мероприятий, зрелищ, ресторанного общения, работы и учебы вживую, рукопожатий.

Состояние ожидания Армагеддона знакомо и по эпизодам ошеломляющей жары лета 2010 года (старшим поколениям оно знакомо и по лету 1972 года), когда в августе начали распространяться слухи о том, что высоченные температуры продержатся как минимум до октября и конца этому кошмару не будет.

Что-то похожее мы уже проходили. А генетическая память советских и постсоветских поколений такова, что, в отличие от напуганных и избалованных европейских собратьев, россияне не всегда и не везде бегут, сломя голову, по магазинам, чтобы сметать все подряд с полок: вирус не для всех достаточное основание. Хотя элементы продуктовой паники уже есть и у нас. Пожили бы они, люди с Запада, при Сталине, при советском дефиците продуктов, постояли бы с наше в очередях, побегали бы на спринтерские и стайерские дистанции в дни внезапного обмена старых купюр на ограниченное количество новых — тогда бы спокойнее относились к жизни на осадном «чумном» положении. Как писал в 1958 году в стихотворении «Да разве могут дети юга…» Илья Эренбург о схожих, хотя и гораздо более политизированных обстоятельствах: «А мы такие зимы знали, / Вжились в такие холода, / Что даже не было печали, / Но только гордость и беда».

Каковы уроки пандемии, если они вообще есть? Мир стал теснее — земля плоская (Том Фридман) и сильно глобализированная. До такой степени, что по ней стремительно распространяются не только товары, услуги, капиталы, технологии, образцы обыденного поведения, но и смертоносные вирусы.

Массовая человеческая психология, как и политики и медики, оказалась не готова к вирусной глобализации.

Но это урок, а не, как сказал бы отец Панлю из «Чумы» Альбера Камю, «коллективное наказание». Нет таких коллективных грехов, за которые можно было бы расплачиваться отдельными человеческими жизнями — это в «Чуме» как раз очень хорошо показано. Как и то, что, спасая жизни людей, можно считаться «святым без бога».

А вот что важно помнить с точки зрения и политической, и медицинской вирусологии, так это вывод, сделанный Камю: «…чего не ведала эта ликующая толпа… — что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья… и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города».

Новости и материалы
Усадьбу экс-солиста «На-На» Левкина оценили в миллионы рублей
«Зениту» прикрепили эмблему «Спартака» в телетрансляции
ВСУ выпустили по Белгородской области за сутки более 70 боеприпасов
В Госдуме заявили, что Байден хочет напоследок создать побольше проблем
Сосо Павлиашвили отказался выпивать с диаспорами на корпоративах
Поставки китайских груш и яблок в Россию превысили $6 млн
Россиянам стали вдвое меньше звонить мошенники после удара по Украине
Вратарь «ПСЖ» Сафонов заявил, что не боится конкуренции с чемпионом Европы
«Мисс Россия — 2022» о борьбе с булимией: «Закончила историю за несколько месяцев»
Бездомный ограбил ювелирный магазин в Анапе на 360 тыс. рублей
Банки Турции перестали обслуживать карты Газпромбанка системы UnionPay
Правительство РФ утвердило план по повышению качества математического образования
Мировые цены на кофе обновили максимум за 13 лет
В ГД оценили предостережение Меркель Украине от самоличного решения по переговорам
В Крыму заявили, что полуостров навсегда потерян для Украины
Движение по Крымскому мосту временно перекрыто
ВСУ нанесли удар ракетой по порту Бердянска в Запорожской области
Уехавший из России комик Чапарян назвал цену, за которую готов вернуться в Москву
Все новости