«Верхняя Вольта с ракетами» – кто-то из западных недоброжелателей (кто именно, мне точно не известно) назвал так поздний СССР, и название прижилось. Название злое и несправедливое: дескать, это первобытная африканская колония, в которой вдруг самозародились передовые технологии. У СССР много было недостатков, но он не тащил своих граждан в первобытную архаику, наоборот, стремился в светлое будущее и развивал науку – потому и ракеты смог создать.
Нынешних имитаторов советскости архаика привлекает, а современность пугает. В Госдуму внесен законопроект, который предполагает регулировать просветительскую деятельность. Она описана в нем как «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека». И, разумеется, «порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются правительством Российской Федерации».
Много было принято в последнее время странных законов. Но этот законопроект – страшный. Начнем с того, что под него подпадает вообще практически все.
Делишься с подружками рецептом вкусного пирога? Помогаешь ребенку с домашним заданием? Показываешь приятелю, как лучше настроить компьютер? Да просто обсуждаешь прочитанную книгу, просмотренный фильм? Все, ты попал: распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок.
Где твоя лицензия?! А вдруг там заклятая русофобия, в твоем пироге, а в настройках компьютера – нетрадиционное сексуальное?
Мне скажут, что такой тотальный контроль невозможен. Разумеется. Это будет просто такой закон, который сделает каждого гражданина виновным, причем по нескольку раз на дню. Хватай любого, кто не понравится, штрафуй, сажай для начала на 15 суток, а там как пойдет. То есть – как захочется.
И у меня есть все основания полагать, что если такой закон будет принят, сажать будут именно меня. Я занимаюсь просветительской деятельностью в прямом и непосредственном смысле этого слова.
Например, в рамках проекта Российской академии наук я читал лекции в школах о том, что такое научный метод в гуманитарных науках и почему они вообще считаются науками. Хотя естественники и математики при словах «гуманитарные науки» иногда фыркают. И собираюсь продолжать это дальше, от меня этого ждет сама Академия, которая дала мне звание профессора РАН.
А еще у нас с женой, школьной учительницей, есть свой проект «Ваганты», где мы ведем онлайн-занятия с детьми и иногда со взрослыми. Это не просто повторение школьной программы, но дополнение к ней – учим медленно читать, самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Например, в рамках вводного курса «Искусство общения» я рассказываю детям, что все высказывания об окружающем мире можно поделить на три основные группы: факты, гипотезы, мнения. Факт – то, что мы знаем точно (сегодня выпал снег). Гипотеза – то, что предполагаем и можем подтвердить или опровергнуть фактами (завтра он растает). Мнение – наше личное отношение (город в снегу – это красиво). Это основы, без них никуда.
Дальше можно углубляться в тонкости, рассуждать о Гёделе и недоказуемых верных утверждениях, или о Поппере и верификации-фальсификации. Но это все потом, когда будет заложен фундамент.
Вы же понимаете, как мы опасны для архаизаторов? Иметь свою, несанкционированную, точку зрения? Да еще и отстаивать ее с аргументами в руках?! Не должно сметь свое суждение иметь – учит нас вековечная мудрость предков!
Нынешняя пропаганда нам обычно внушает: не бывает никаких фактов, есть лишь мнения, каждое мнение кому-то выгодно, если вы его высказываете – значит, вам за это заплатили. А если это мнение неугодно начальству, вас за него надо наказать. Не случайно все чаще прорывается в официальные выступления «новая хронология» Фоменко, согласно которой все великие достижения цивилизации были созданы русскими, а древний Рим на самом деле находился в Самаре. Доказательства? Ну, если написать название Рима на арабском языке и прочесть задом наперед, выйдет «Самар». И этруски тоже были русскими, они сами себя так называли: «это русские».
Я не шучу, это реальные аргументы сторонников данной теории, которая почему-то некоторым кажется крайне патриотичной. Я ее считаю, напротив, крайне русофобской: словно мы и в самом деле Верхняя Вольта, у которой (при всем моем уважении) нет и не было ни славной истории, ни великой литературы, ни передовой науки. Все, что остается – присваивать себе чужое.
Вот и один из весьма талантливых людей, писатель-фантаст, чьи книги расходятся огромными тиражами, высказал такую мысль: неважно, высаживались ли американские астронавты на Луну или нет. Нам выгоднее думать, что не высаживались, вот я так и буду считать, говорит он. Нет фактов, есть мнения. Нет науки, есть магия.
Зато условной Верхней Вольтой, где привыкли к магическому, а не рациональному мышлению, намного проще управлять. Так что да, соглашусь, любая настоящая просветительская деятельность подрывает монополию пропагандистов на интерпретацию истории, да и вообще всего окружающего мира. Им она неудобна.
Сделать пропаганду более качественной, искренней, интересной? Это же так сложно… проще все остальное запретить! Нет, это даже не СССР 2.0: там не требовалось разрешение райкома для лекции в школе или в доме пионеров.
Они чувствуют, что теряют молодежь, но не знают, что с этим делать. И в попытках оставить за собой настоящее – пытаются запретить будущее. Точнее, сделать его стерильным, вернуть в школы политинформации, сделать патриотизм главным предметом, ввести единые антирусофобские учебники по всем предметам. Проблема в том, что однажды мы с вами рискуем проснуться в стране, где врачи, инженеры, учителя обучены проводить политинформации и отучены критически мыслить. Сами пропагандисты, разумеется, уверены, что их-то будут лечить где-нибудь в Швейцарии, как раз неподалеку от их вилл на альпийских озерах.
Покуда у меня есть эта возможность, я буду этому оглуплению населения сопротивляться всеми законными способами. Вероятно, в какой-то момент придется подписываться «доктор наук, профессор Российской академии наук, признанный незаконным просветителем и иностранным агентом». Да, и иностранным агентом тоже, я же высказываю свои суждения на политические темы и получаю иногда деньги из-за границы – то гонорар за статью, то плату за занятия с русскими детьми (все налоги плачу аккуратно).
Если начнут за это сажать – постараюсь успеть эмигрировать. Буду делать по интернету все то же самое из другой точки пространства. Я просто так устроен: я это умею и хочу делать, я считаю это крайне важным для моего народа, моей культуры, моей страны. Я – просветитель. Я не хочу, чтобы меня форматировали дуболомы-пропагандисты и контролировали чиновники, которые не умеют этого делать сами.
Я-то ладно, пожил на Родине при свободе, и хватит, скажете вы. Хуже, что примерно такой же выбор сделают слишком многие молодые люди – будущие авиаконструкторы, как Сикорский, поэты, как Бродский, писатели, как Набоков, танцоры, как Барышников. Список тех, кому на Родине трудно стало дышать, можно продолжать бесконечно. Мне одно время казалось, что он прервался навсегда. Мне просто так казалось?
Верхняя Вольта, ты все ближе?