Иногда законодателям приходят в голову по-настоящему перспективные идеи. На этой неделе с этим повезло депутату от ЛДПР Сергею Иванову. Он предложил обязать глав регионов назначать своими заместителями тех, кто проиграл им выборы. Не всех конечно, а только тех, кто набрал определенное количество голосов. Укрепляя команды победителей побежденными, автор проекта рассчитывает обеспечить «представительство граждан и политических партий в исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации».
Идея богатейшая, с какой стороны ни посмотреть. Есть стимул у кандидатов: чем больше потопает в ходе избирательной кампании, тем больше оснований «обеспечить представительство граждан». Фактически второй шанс на исполнение желаний получают спонсоры и активные помощники: пост вице-губернатора — это чуть больше, чем статус бывшего участника. Ну и избирателям должно быть приятно, что их голоса не совсем уж пропадают.
Нельзя исключать того, что губернаторы, под угрозой найма бывших соперников на работу, постараются не допускать до выборов лично и политически неприятных людей. Одно дело звать оппонентов на работу в полемическом предвыборном задоре, а другое – подбирать тому же Алексею Навальному кабинет на Тверской, 13. Но это уже недостатки не самой идеи, а ее исполнения. Принято же считать, что законы у нас прекрасные, а вот правоприменение хромает. Так почему же затея депутата от ЛДПР должна быть исключением?
Но самое прекрасное в законопроекте то, что недоизбранные вице-губернаторы вправе работать ровно такой же срок, что и победители. В этом их, видимо, принципиальное отличие от обычных заместителей, которых губернатор иной раз и уволить может. И именно в этом кроется главный посыл всей затеи.
Если ведущие политические силы региона, в лице их лучших представителей, обеспечены вице-губернаторскими местами, то им достаточно затруднительно будет оппонировать своему начальнику. Не из-за излишнего чинопочитания, а потому, что не нужно.
В главном выигрыше остается сам глава региона. Трудоустройство политических оппонентов стало бы подобием гарантии от увольнения из центра. А указ об отставке одного человека отправлял бы в небытие политическую верхушку целого региона. Именно поэтому больше шансов на то, что в случае попытки уволить главу региона на его защиту вставали бы те, кто раньше обозначал ему некоторую предвыборную конкуренцию. В центре это обязательно бы учитывали.
По большому счету депутат Сергей Иванов в своем законопроекте описывает уже существующий расклад. Лидеры системной оппозиции в том или ином регионе – люди на деле, а не на словах встроенные в действующую систему власти. Конфликт между губернатором и главным коммунистом, губернатором и главным либерал-демократом возможен, но встречается не часто. Предвыборная борьба по сути своей бесконтактное карате: участники обозначают движения, но не совершают их. Все, что предлагает законопроект, – формализовать некоторые уже существующие практики. А также добавить организованности: сегодня представители вроде как оппозиционных партий вынуждены объяснять своим сторонникам готовность к компромиссу.
Если закон Иванова будет принят, оправдываться не придется. Участвовали – получили.
Собственно говоря, на федеральном уровне озабочены практически тем же самым. Разговоры о необходимости поставить некий фильтр для новых партий обозначают нежелание ветеранов партийной сцены допускать к разделу пирога кого-либо еще. Просто либерал-демократ забежал немного вперед: сначала решения принимаются на федеральном уровне, а уже потом спускаются в регионы. Правящая партия вполне может позаботиться о том, чтобы ее постоянные спарринг-партнеры получали все необходимое для столь полезной политической деятельности. Не для себя ведь стараются – а для матушки стабильности.