В одном старом фантастическом романе человек, собиравшийся совершить преступление, сначала отправлялся на каторгу. И только отбыв положенный срок, получал возможность совершить задуманное. Предполагалось, что даже хоть чуть-чуть попробовав наказания, потенциальный правонарушитель откажется от преступления.
Что-то такое можно было бы придумать для кандидатов в мэры российских городов. Выиграл выборы, выпил шампанского после инаугурации — и добро пожаловать в тюрьму. А через несколько лет — на работу с чистой совестью. Было бы честнее и проще.
Нет работы хуже мэрской. Задерживают и даже иногда сажают бывших депутатов Госдумы, увольняют губернаторов, бывает, что и министров в отставку отправляют. Все это группа риска. А мэры — его воплощение. Самая удобная мишень для критики. Президента кто-то обожает, кто-то ненавидит, но о результатах работы обычно не говорят ни те ни другие. Ругать правительство — такая же привычка, как чистить зубы. Глава региона, как локоть, вроде и рядом, но явно занят чем-то очень важным. До федерального депутата далеко, его поселкового коллегу — жалко.
И посадить мэра тоже проще, чем депутата или губернатора. Политическая принадлежность, безусловно, имеет значение, но это не главное. Да, многим из тех, кто победил на выборах не под знаменами «Единой России», пришлось выдержать нешуточное давление со стороны «партии власти». Некоторые были арестованы, многие сняты с работы. Однако и мэры-единороссы, неоднократно доказывавшие свою лояльность, летят с должностей и идут под суд. Превышение полномочий, вымогательство, нецелевое использование средств, халатность, взятки — типовой набор человека, который хотел управлять, а стал обвиняемым. Кандидатам в мэры хорошо бы изучать соответствующие статьи Уголовного кодекса и правоприменительную практику — пригодится. Нужный партбилет если и прикроет, то ненадолго и без всяких гарантий. Собственно говоря, не прикроет никто и ничего.
Даже если некий город N возглавит бессребреник, органически не способный украсть бюджетную копейку и готовый довольствоваться тем малым, что отпустила на его пропитание городская казна, это не спасет его от обвинений в превышении полномочий. Мэр, готовый работать 24 часа в сутки, тратя не более чем 15 минут на гигиенические процедуры, легко налетит на «нецелевое расходование средств». И даже сверхчеловек не увильнет от «халатности».
Но сверхлюди и бессребреники в мэры не идут, да и трудоголиков у нас меньше, чем этого хотелось бы. Но столь же верно и то, что пост градоначальников вовсе не привлекает исключительно отпетых отморозков, которые спят и видят, как разворовать казну и выдоить из местных бизнесменов последнее. Или садистов, которым нравится умножать разруху и калечить людей посредством нечищеных улиц. Они не ангелы, но и не демоны.
Мэры российских городов — среднестатистические карьеристы, не хуже и не лучше своих избирателей. Может быть, чуть поудачливей, раз могут избираться. И поотчаянней, раз хотят быть избранными со всеми вытекающими отсюда уголовными последствиями. То, что их хватают чаще других, — доказательство ненормальности условий работы.
Им надо показывать результат каждый день. Это дыру в федеральном бюджете не каждый заметит, а дыра в асфальте обычно видна невооруженным глазом. Каждый дурак знает, что у нас плохие дороги и кто в этом виноват. И в этом смысле мэр столицы субъекта федерации так же уязвим, как и его коллега из райцентра.
Ежегодно должность перемалывает пару-тройку десятков совсем не худших управленцев. Кто в тюрьму, кто за границу, кто просто на дачу с видимым омерзением от управленческой работы. А ведь мэры, по идее, — неисчерпаемый кадровый ресурс для политической системы. Это люди, которые выиграли выборы и имеют опыт управленческой работы, причем на самом неприятном участке власти. Из этой среды должны выходить кандидаты в губернаторы, депутаты, из этой среды могли бы вырастать федеральные министры. Они, может быть, и вырастали бы, но не успевают.
Вот, может быть, порядок, изложенный в старом фантастическом романе, и сможет поправить немного дело. Более простого способа не видно.