В субботу у меня были планы: я собирался сводить на футбол папу, давно не посещавшего стадион. Однако ему пришлось остаться дома. Небольшая группа молодых людей, устроив дебош в Ярославле, не оставила карающему органу Российского футбольного союза (РФС) — КДК — никаких иных вариантов, кроме как наказать проведением двух матчей без зрителей клуб, причастность к которому эта группа обозначила своим нахождением на гостевом секторе. Согласно регламенту проведения футбольных соревнований, этого факта вполне достаточно, чтобы идентифицировать болельщиков, и не так важно, как они на этот сектор попали: имели входной билет или нет.
Удивляет, что в потоке фотографий и видеоматериалов о «Спартаке», в секторе болельщиков которого и разгорелись беспорядки, как-то в тени осталось решение КДК наказать еще и хозяев того злополучного матча — ярославский «Шинник», причем еще строже: тремя матчами без зрителей. Хотя болельщики «Шинника», как и мой папа, к беспорядкам отношения не имели.
КДК действует в соответствии с регламентом, который основывается на соответствующих документах вышестоящих организаций — УЕФА и ФИФА. В прошлом сезоне КДК повесил труднодоказуемую ответственность за петарды, летевшие на поле в Химках во время матча «Динамо» — «Зенит» с гостевой трибуны, на клуб из Санкт-Петербурга. В итоге одна из важнейших игр чемпионата «Зенит» — ЦСКА прошла без зрителей с трансляцией на федеральном канале, в эфире которого вместо подходящего для матча с такой афишей антуража раздавались не потонувшие, как это всегда бывает, в шуме трибун звонкие нецензурные выкрики на разных языках.
Теперь получил «Спартак», а вместе с тем и весь чемпионат России по футболу, прикрываясь которым группа целеустремленных и отчасти наивных людей все еще надеется устроить зрелище, чтобы его покупали за хорошие деньги, чтобы не просить на профессиональный спорт у государства.
Но есть регламент. Там написано — без зрителей. Мы не будем сейчас рассуждать о том, насколько справедливым было решение КДК, хотя вопросов по организации что субботнего матча, что прошлогодней игры в Химках было много. В соответствии с тем же регламентом «Спартак» можно было бы наказать играми без зрителей в турнире Кубка России, а не чемпионата, но речь не об этом.
Есть факт: два матча («Спартак» — «Локомотив» и «Спартак» — «Зенит»), которые обещали стать яркими футбольными событиями этого сезона (и субботняя встреча по содержанию игры таковой, безусловно, получилась), пройдут без зрителей. Понятие «зрелище», таким образом, потеряет одну из главных составляющих.
Вообще-то коллективная ответственность — пережиток времен, когда у людей не было удостоверений личности. Ну, или примерно так: Петя напроказничал, поэтому весь класс наказан и не пойдет в кино. Вы, дети, сами разберитесь с Петей, устройте ему «темную», чтобы он в следующий раз вел себя как следует. С такого воспитательного подхода начинаются дедовщина в армии и подготовка к жизни в тюремной камере.
Люди, которые в органах управления мировым футболом придумали санкцию в виде матчей без зрителей, по-своему руководствовались здравым смыслом: наказывая клуб и лишая его прибыли от продажи билетов, они подталкивают его к более активной работе с особо активными болельщиками.
Эта мера может работать в тех странах, где есть частные клубы, которые зарабатывают на болельщиках и действительно зависят от того, сколько эти люди готовы потратить денег на футбол; где у клубов есть в собственности стадионы, на которых они полновластные хозяева, что дает им широкие возможности по обеспечению порядка и предотвращению хулиганства. Это работает там, где существует прозрачная, десятилетиями, а в некоторых странах веками отлаженная судебная система; это работает там, где законами четко определены полномочия и, что не менее важно, ответственность — всех, включая полицию, вовлеченных в проведение больших спортивных мероприятий. Причем эти полномочия и ответственность одинаково работают в любом городе, на любом стадионе конкретной страны.
Но это все неприменимо в России, где частных клубов раз-два и обчелся, а нормальных стадионов до того мало, что московские команды уже ездят с домашними матчами на гастроли. Кроме того, проблема России кроется в произволе местных властей, которые по своему усмотрению трактуют существующие законы, что особенно хорошо проявляется на футболе. В одном городе власти идут на контакт с клубами, поэтому там все в порядке, а в другом не идут, поэтому там царят беспорядки.
В итоге получается, что в ярославской истории победили хулиганы. Они спровоцировали невероятную шумиху в прессе, став героями выходных, они фактически сорвали два центральных матча чемпионата, а самое интересное — «они» никому не известны, «они» безымянны, их личности не установлены. Это ли не знак другим подросткам без царя в голове: вперед, ребята, вам все равно за этого ничего не будет!
Заметьте, что растянувших флаг со свастикой разыскивает не полиция, а ФК «Спартак» за вознаграждение.
А что? Сейчас вот проходит реформа образования, так давайте возьмем и отдадим не только полицейские функции, но и школьное образование под ответственность футбольных клубов. Пусть «Спартак», ЦСКА и иже с ними, а не родители и школа воспитывают детей и объясняют им, что такое свастика и холокост, а также учат толерантности и любви к ближнему.
За ЖКХ футбольные клубы тоже могли бы отвечать: деньги есть. Вообще, это же ведь очень удобно: сделать козлом отпущения футбол. Если что-то в обществе не так, то виноваты футбольные болельщики и футбольные клубы, которые с ними не работают. Удобно, но неумно, особенно в преддверии чемпионата мира, который мы собираемся проводить в 2018 году.
Участников и зачинщиков беспорядков на Болотной нашли очень быстро. Некоторых посадили. Складывается впечатление, что футбольные болельщики — это не граждане России, а особая каста, на которую не распространяются законы РФ, а стадионы — это такая особая территория, которая тоже по каким-то причинам находится вне юрисдикции Российской Федерации.
Получается какой-то парадокс ответственности по-футбольному: хулиганили одни, а наказаны все, кроме хулиганов, которые на ближайшие два домашних матча «Спартака», скорее всего, и не собирались.
Возможно, что-то сдвинется с места, когда заработает пресловутый закон о болельщиках, а пока у РФС есть целых три зимних месяца для внесения поправок в регламент.
Я очень надеюсь, что в следующий раз, когда неразумные болельщики его любимой команды учинят очередные беспорядки, мой папа, доктор наук и профессор МГУ, все-таки сходит со мной на футбол, если, конечно, он сам не будет замечен влезающим во главе своих студентов по шарфам на стену стадиона с рюкзаком файеров за спиной.