Дональд Трамп, некогда любимец и «главная надежда» некоторых наших политиков на то, что он «вернет величие российско-американским отношениям», снова собрался в электоральный поход на Белый дом. Это станет первой такой попыткой за 125 лет (в конце ХIХ века демократу Гроверу Кливленду удалось переизбраться на второй срок после аналогичного перерыва и поражения после первого срока, помимо того, была еще всего одна попытка в истории проигравшего президента переизбраться спустя четыре года). Однако ситуация сейчас для Трампа совсем не та, что в 2015, когда праймериз в Республиканской партии оказались для него легкой прогулкой.
И его история – наглядный пример (и урок) другим политикам. Главный — о том, что из поражений надо уметь извлекать пользу и уметь меняться, уметь не скурвиться. Примеры последнего мы знаем и на отечественном материале. А другой урок состоит в том, как бывает полезно практиковать считающуюся «обременительной» и дорогостоящей электоральную демократию.
Поскольку без нынешних промежуточных выборов в конгресс (нижняя палата переизбирается вся каждые два года, на минуточку) тот же Трамп и вся его партия не получили бы четкий звонок о том, что дела у них идут куда-то не туда и надо вносить поправки.
Трамп вошел в закончившуюся кампанию без пяти минут триумфатором: мол, сейчас я вам покажу, презренные либералы во главе с 80-летним старикашкой (на днях у Байдена как раз юбилей). Он мотался по стране, как молодой конь, поддержав более полутора сотен кандидатов. Почти все, как и сам Трамп, пели одну и ту же заунывную песню про украденные в 2020 году выборы и несправедливость системы, которая дает преимущества демократам: удостоверения личности не проверяют на участках, могут голосовать не пойми кто, голосование по почте – это вообще «шоу покойников». Ну и так далее.
Однако если в каких странах и любят «униженных и оскорбленных», так это точно не в Америке. Ты проиграл? Утрись, поднимись и снова иди в бой, а не ной в позе жертвы. К тому же большинство обывателей американская избирательная система, кажущаяся некоторым со стороны чудовищно несовершенной, вполне устраивает.
И, за вычетом отдельных недостатков, она вполне адекватно отражает настроения избирателей как по отдельным округам, так и по стране в целом. Не припоминается еще ни одного случая, когда избиратели какого-либо округа вдруг возмутились бы тем, что они, по их ощущениям, проголосовали не так, как потом подсчитали. Культура же подсчета голосов более-менее честно идет еще с приходских выборов XVII-XVIII веков (она оттуда вообще и зародилась), когда сложилось мнение, что мухлевать – грех.
Главным осознанным результатом для республиканцев, которые вопреки многим прогнозам, сулившим им «красную волну» (цвет партии), с превеликим трудом взяли хилое большинство в палате представителей и проиграли сенат, стало то, что Трамп более не палочка-выручалочка, а токсичный актив. Эдакий старый дед, который все трындит о собственном величии, не замечая, что мир и политический ландшафт вокруг него чуток поменялись.
Именно на него вешают теперь всех собак за проигрыш сенаторских мест, как минимум, в трех так называемых «колеблющихся штатах», включая Пенсильванию, которая в 2020 году во многом решила исход президентских выборов. Кроме того, Трамп ходит аж под двумя уголовками. За подстрекательство к мятежу («штурм Капитолия» 6 января 2021 года). И за то, что утащил к себе в поместье во Флориде зачем-то секретные документы. Последнее – видимо, проявление какого-то болезненного свойства цепляться за власть и ее атрибуты. Так бывает со многими, мы знаем. Впрочем, наличие уголовного дела в Америке не является препятствием для выдвижения хоть бы и в президенты. И для избрания тоже. Более того, в случае осуждения Трамп может вести свою избирательную кампанию даже из тюрьмы. Тут тоже нет формальных ограничений. Хотя вот ездить по стране с агитацией будет затруднительно.
Пока же его бывшие соратники один за другим от него отворачиваются. Бывший напарник по Белому дому с говорящей фамилией Пенс заявляет, что Трамп – это «вчерашний день». Говорят, Пенс, резко дистанцировавшийся от Трампа сразу после событий 6 января 2021 года, — это живое воплощение «тоски зеленой в политике» и сам не прочь попробовать выдвинуться. Бывший госсекретарь в администрации Трампа Майк Помпео тоже говорит, что Республиканской партии нужен лидер, который не строит из себя постоянно «жертву», прямо намекая на Трампа, который любит о себе говорить в таком качестве (в смысле жертва электоральных манипуляций): «Нам нужно больше серьезности, меньше шума и лидеров, которые смотрят вперед, а не в зеркало заднего вида», — написал Помпео в мессенджере.
От Трампа отворачиваются крупные партийные спонсоры, а на одних мелких пожертвованиях своих воздыхателей, которых наиболее упертых остается все же не менее трети от республиканцев, дорогостоящую избирательную кампанию не потянуть. Всемогущий Руперт Мердок, говорят, уже имел контакт с Трампом после выборов и выразил недовольство тем, как выступила под его негласным водительством Республиканская партия. News Corp, скорее всего, откажется от поддержки Трампа, а если от демократов будет выдвинут не Байден, то может поддержать и кандидата демократов. Вот до чего дошло!
На место заговаривающегося «старого деда» у партии есть новая восходящая звезда – бывший школьный учитель 44-летний Рон ДеСантис, только что переизбравшийся с отрывом в 19% (небывалый случай для штата) губернатором Флориды.
До недавних пор он отставал от Трампа по числу сторонников в партии в разы. Теперь же – вот что выборы животворящие делают – опережает его в ряде ключевых в будущих праймериз штатах. Главное, что он потихоньку набирает общенациональную известность и популярность. Разрыв с ДеСантисом по поддержке в целом в партии сократился до 47% против 33% по-прежнему в пользу еще Трампа, но еще совсем недавно было 75% против 18%. Есть и такие опросы среди республиканцев, которые дают равные шансы ДеСантису и Трампу. При том что первый еще не решил вообще, будет ли он баллотироваться в этот раз. Молодой еще, куда спешить.
Скорее всего, на первых этапах праймериз появятся и другие претенденты, один из которых, нельзя исключать, может выстрелить. Опять эта непредсказуемая демократия. Среди таковых называют, помимо Пенса, того же Помпео, а также губернатора Вирджинии Гленна Яндкина.
Пока никто не спешит высовываться, по крайней мере, из финансовых соображений. Дело в том, что на этапе партийных праймериз сумма пожертвований ограничена 2900 долларами на одного спонсора, так что много денег так не соберешь, надо аккумулировать и использовать максимально эффективно. Кроме того, во что у нас многие не верят, далеко не деньги все решают: нужна повестка и продуманная кампания.
Пока из новейших лозунгов Трампа (помимо перелопачивания избирательной системы), с которым тот идет на выборы-2024, это доставить американский флаг на Марс. Впрочем, специфика американской политической системы состоит в том, что ни лунная, ни марсианская программа критическим образом точно не зависят от того, кто живет в Белом доме.
В любом случае, об исходе выборов президента США в 2024 году говорить еще рано. Все может измениться, кроме разве что неизменной поддержки Киева со стороны Вашингтона, вопреки почему-то распространенным у нас мнениям о том, что возвращение Трампа тут что-то может радикально поменять. Ну и еще можно легко предсказать, что даже в случае его победы (в которую верится все меньше), российские депутаты не будут встречать ее овациями, как было в 2016 году. Тут-то мы уже ученые, извлекли свой урок. Ну хоть так…
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.