Пора отпусков – самое время проверить себя на «цифровую зависимость». И, убедившись, что дело плохо и потенциально может грозить дуркой – отчаянно решиться на цифровой детокс. Интересно, сколько вы протянете без интернета и смартфона? Почему никто до сих пор не организовал соревнования по продолжительности цифрового воздержания? И еще потенциально это неплохой бизнес. Дарю идею.
Да-да, в офлайн-режиме – тоже без гаджетов. Для фоток и селфи, так уж и быть, обойдемся без пленочных фотоаппаратов, хотя они сами по себе воспитывают культуру кадра, которых на одной пленке всего 36, а то и вовсе 24, если кто забыл или не знает. И вы не поверите, я вот лично знаю человека, который упорно снимает на пленочный фотоаппарата до сих пор. И да, у него нет смартфона. И он намного моложе меня. Снимаю шляпу. Уважаю принципы.
А еще вам придется обойтись без соцсетей и этого судорожного обновления и пересчета лайков. А что там и откуда запостил в Instagram такой-то и такая-то? Да плюнуть и растереть, что они там запостили. Это все страшный инфомусор нашей жизни – от инстателок или инстасамцов. Вы только прикиньте: они там изгаляются и так, и сяк, и губки дуют, и торсом играют. А вы их – в полный игнор. Ну, когда у вас будет еще такая возможность. Так насладитесь.
А ведь были времена, когда из отпуска можно было послать не то что открытку, а целое письмо. И оно доходило до приезда отправителя. А разговоры по межгороду с часовыми очередями, в чем прелести, конечно, никакой, зато разговор по таксофону за 15 копеек (иногда минута, иногда вся беседа) – это ведь каждое слово на вес золота. Перезвонить не получится. Надо все с первого раза – успокоить, развеселить, воодушевить, сказать все самое важное. Переслушайте Высоцкого:
...Я хватаюсь за диск телефона —
Я набираю вечное ноль семь.
«Девушка, милая, как вас звать?» — «Тома.
Семьдесят вторая». Жду, дыханье затая…
«Быть не может, повторите, я уверен — дома!..
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!»
Все поняли в тексте?
А теперь посмотрите, какой дешевый безграмотный треш вы шлете любимой девушке по мессенджеру – эти ваши жалкие петроглифы ХХI века. Хотя, с другой стороны, а умеет ли та девушка читать? И для совместного ли чтения она вам? Впрочем, я отвлекся.
«Автор бы еще голубиную почту вспомнил», – одернет меня придирчивый читатель. Ладно, не буду, просто скорблю по эпистолярному жанру. Поверьте, он может страшно завести или возбудить адресата, особенно если почерк неразборчивый. Но слова дают куда больше возможностей выразить чувства, чем набор смайликов. Но ведь многие уже разучились складывать-то слова. И вследствие этого – строить отношения.
Без гаджетов вы сможете, наконец, поговорить друг с другом. И не будет этих унылых посиделок в кафе и ресторанах, где каждый сидит в своем смартфоне. И сразу вскроется, а есть ли о чем говорить-то с сотрапезником(-цей). А если завтра война с супостатами? И Роскомнадзор вырубит интернет, зарядка смартфона потеряна, да и электричества нет – и вы вдвоем в бункере. Ну и чо? Сокамерника хорошо бы подобрать заранее. Оторвитесь от смартфона, поднимите взор – эта/этот? Вы уверены? Получив ответ, продолжайте скроллить, но уже осторожнее.
А вот еще сюжет. Вы в отключке и на цифровом детоксе. Вы не дергаетесь нервно в такт вибрации входящего сигнала или сообщения – «ну что еще там?!» Вам ни одна сволочь не сможет нарушить нирвану словами «срочно перезвоните». Или – «где документы/ отчет/деньги/ счет/ контракт»? Или вот это вот унизительное в своей подозрительности – «Вася/Наташа, ты где и с кем?» Где-где – там же, где ключ на 12, вот где.
Опыт показывает: большая часть панических/негативных сообщений рассасываются сами собой, если их просто не получить и не прочитать вовремя. Другая – тоже немалая часть – оказывается не так ужасна, как при первом появлении.
Помнится, когда я рулил одним еженедельным журналом, то на все грозные претензии, требования опровержений (как правило, вздорные) и угрозы пойти в наш самый справедливый суд я никогда не отвечал с первого раза. Только со второго. «На той стороне» уже остывали и были готовы выслушать разумные доводы. В большинстве случаев мы расходились миром. До суда доходил 1 из 10. Из 10 дошедших до суда выигрывал, домогаясь опровержения, 1. Если бы не было электронной почты, возмущение той или иной публикацией гасилось бы еще быстрее. И вообще, подавляющая часть так называемого информационного фона – совершенно бессмысленна. Вы этого всего можете не знать. Имеете на это полное право. И вам за это ничего не будет.
Посмотрите на небо. Пересчитайте звезды. Найдите Полярную звезду и Большую медведицу. Посчитайте вслед за кукушкой, сколько вам годков осталось, и задумайтесь, как и с кем вы их проведете. Посмотрите на горящий костер, подкиньте полешко и согласитесь, что все – тлен, кроме тех, кто вам дорог. Погладьте собаку и приласкайте кота, возьмите с полки книжку, вы ведь ее давно не держали в руках. И вот еще ваш ребенок дергает вас с вопросами или он хочет играть. Ответьте ему, иначе потом придется пожалеть, на смертном одре-то.
Без связи вас не дернет начальник. Он найдет другой громоотвод или крайнего. Да и сам начальник отвыкнет от идиотской привычки дергать людей. Научится лучше организовывать рабочий процесс и остывать, не разогревшись.
Ладно, это все были эмоции, а теперь немного фактов. В развитых странах до половины людей в той или иной форме страдают так называемой номофобией (сокращенно от no-mobile-phone phobia). Они беспокоятся, что потеряют свой телефон, что у него сядет зарядка или что не будет сети. Около 10% вообще впадают в состояние стресса, когда у них нет мобилы. Примерно половина запущенных номофобов вообще никогда не выключают телефон. Примерно столько людей и можно назвать настоящими наркотически зависимыми от своих смартфонов и особенно социальных сетей. Хотя, если внимательно посмотреть вокруг, мне кажется, что таких больше. И это пора признать полноценным психическим заболеванием.
Есть вполне серьезные исследования, которые доказывают, что бесконечный поток лайков, ретвитов и прочней трескотни в соцсетях воздействует ровно на те же области мозга, что и, извините, кокаин. Ну или как будто вам вкололи дофамин прямо в кровеносную систему. Впрыск дофамина в микродозах поступает с каждым лайком. Если в обычной жизни люди говорят о себе 30-40% времени, то в соцсетях себе любимому посвящено 80%. Это как мартышки, которые «работают» за банан.
Хуже того, бесконечно порхая с сайта на сайт, с одного аккаунта на другой, люди почти всегда убеждаются (убеждают сами себя, если точнее), что другие – намного счастливее, богаче и удачливее их самих. Ну за исключением сообщений о чьей-то смерти. А так все вокруг – успешные, у них замечательные мужья/жены/дети. И вообще все в жизни распрекрасно: котики и собачки, благоустройство квартиры и дома, путешествия, сплошные радостные веселья, встречи и поздравления друзей по какому-нибудь очередному замечательному поводу. А тут сидишь, понимаешь, во всем этом… В обыденности. В общем есть, от чего впасть в депрессию, от ощущения, что ты все самое замечательное пропустил в этой жизни и оно проходит без тебя. Как его догнать и поймать за хвост? Точно не в подписке на так называемых селебрити включая, пардон, самое «неомхатовскую» Ольгу Бузову.
В ходе одного исследования Калифорнийского университета обнаружили, что люди, посещающие тут или иную социальную сеть примерно от 60 раз в неделю, имеют в три раза больше шансов страдать от чувства социальной изоляции, чем те, кто бывал в тех же соцсетях менее 10 раз в неделю. И даже аппетит у первых пропадает (снижается более чем в 2 раза). Потому что невыносимо же смотреть, как эта… снова отправилась с каким-то богатым мужиком под пальму и оттуда непрерывно постит свои счастливые фотки. Причем, что особенно обидно, то ли целлюлит у нее исчез, то ли от отфотошопилась – вот и гадай теперь, мучайся.
Детей, как всегда, жальче всех. Потому что примерно треть их тех подростков, которые проводят 3 и более часа в день в соцсетях, обнаруживают все признаки снижения интеллектуальных способностей. А вы говорите – ЕГЭ. Увы, не оно главная причина дебилизации. Плюс более высокие уровни депрессивности, пониженная самооценка на грани или за гранью закомплексованности, недовольство и разочарование в своем теле и своих способностях, пониженный уровень эмпатии.
Что делать? Лечить. Примерно как наркоманов. Этот бизнес (околомедицинский по сути) уже вполне успешно развивается в целом ряде стран. До ковида можно было, например, совместить приятное с полезным и отправиться на Ибицу в лагерь цифрового детокса за 2 с небольшим тысячи евро за неделю, кажется. Прямо даже жаль, что не довелось. Я про море без смартфона, а не про то, что вы подумали, если что…
Появилось во многих странах уже лагеря для подростков или молодых людей. Среди которых (особенно в Азии) с цифровой зависимостью – беда: она зафиксирована у примерно 30-40% молодых людей. В Южной Корее, например, аж с 2007 года действует государственная программа(!) лечения от интернет-зависимости, с 2015 года в нее включены и смартфоны со всеми их функциями (офлайновыми тоже).
Типичный лагерь цифрового детокса для молодежи – это, вопреки вашим ожиданиями, не про скаутов (ну или совсем чуть-чуть про них) или военизированные игры вроде нашей «Зарницы» и «Юнармии».
У нас наверняка, если возьмутся за это дело, будут заставлять «оцифрованных детей» играть в войну под водительством какого-нибудь в меру (очень в меру) продвинутого отставного вояки, основной задачей которого будет «выбивать эту дурь». Но это будет примерно, как некогда практиковалась «карательная психиатрия». Одно лечим – другое калечим.
В большинстве лагерей детокса даже не разделяют юношей и девушек (кроме как по палатам). Занятия спортом, искусствами и поделками, обязательно – дискуссионные группы и сессии (но не промывка мозгов лекциями о «вреде цифровой зависимости и интернета» в исполнении строгой тетки), на которых молодых людей просто учат общаться, а не сидеть носом в смартфоне, пусть и в одной компании. Живое общение и увлечения – вместо муштры и примитивного «цифрового карцера».
Полно таких лагерей и для взрослых. Там много всяких глупостей, конечно. К этому делу активно примазываются и попы, и всякие наставники-йоги, что само по себе не зазорно и даже любопытно и полезно местами, но можно обойтись и чем-то идеологически нейтральным. Многим такие лагеря и курсы помогают: возвращаясь к нормальной жизни, люди резко сокращают время сидения в сети. И начинают выключать на ночь телефон.
Впрочем, в нашей стране все еще полно таких мест, где за цифровой детокс вообще не надо платить. Потому что он – естественное состояние этих самых мест. Несмотря на стремительное продвижение мобильного интернета, покрытие им не достигло 100% территории страны. Поезжайте туда – и вы оцените. Самое главное потом, когда у вас появится связь, не читайте сразу все 1500 сообщений, е-мейлов и прочей информационной ниагары, которая на вас тотчас обрушится мутным потоком. Иначе вас постигнет стресс и детокс пойдет насмарку. Самое лучшее и смелое – это сделать примерно так: сначала «выделить все» за определенные дни, потом - delete. И в новой жизни – фильтруйте инфобазар. Вы теперь знаете как…