«Все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Однако с самого начала что-то пошло не так. Потому что стремление к счастью было у всех, но счастье приходило лишь к избранным. Теперь вот люди разделились на тех, кто уже переболел коронавирусом, и тех, кто еще нет. И для вторых может настать настоящая сегрегация, как некогда для негров на табачных плантациях.
Хотя люди и рождаются как бы равными, они сызмальства начинают стремиться к неравенству, к получению преимуществ за счет ближних своих. Была сегрегация по происхождению, по цвету кожи, по национальности, по гражданству и даже по месту жительства. И вот мы, кажется, дожили до времен, когда появится сегрегация по иммунному статусу. Недавно министр здравоохранения Германии Йенс Шпан выступил за введение «паспорта иммунитета». Предполагается, что там будет, прежде всего, отмечено, что человек переболел «ковидом» и более для окружающих не опасен, поскольку у него есть антитела.
Есть какой-то символизм в том, что на официальном уровне идея провозглашена именно в Германии. Так причудливо, спустя 75 лет после Второй мировой войны, обрела новый смысл идея «чистоты расы».
Видимо, у других официальных немцев все-таки что-то екнуло в этой связи, а потому идею герра Шпана покамест похоронили. Тем более, что полной ясности насчет того, может ли переболевший оставаться носителем вируса, нет.
Хотя идею успел подхватить наш министр здравоохранения: мол, если что, то никаких проблем – технических — нет, и такой паспорт мы хоть завтра оформим каждому, начиная с «ковидников». О морально-нравственных проблемах сейчас думать, конечно, не время. Пандемия же. Все для фронта, все для победы, мы за ценой не постоим.
И, действительно, ведь как заманчиво! На первый взгляд. Люди с задокументированными антителами смогут легко получать визы во всякие страны, свободно путешествовать на поездах, круизных кораблях и пассажирских самолетах. Им, может быть, даже начислят дополнительные «полетные мили», дадут скидки на бронь в гостиницах, позволят жрать в три горла у «шведского стола», доступ к которому для всех других, не переболевших, будет строго запрещен.
Можно даже организовать спецрейсы (по упрощенной схеме прохождения досмотра) для обладателей иммунных паспортов высшего уровня.
Дальше больше. Нынешние невинные идеи допустить на работы, связанные с повышенным уровнем контактирования и общения с людьми, тех, кто уже переболел коронавирусом, могут легко развиться в сегрегацию и дискриминацию при найме на работу вообще. Появятся объявления о вакансиях только для имеющих антитела к Covid-19. У нас уже вон кое-где додумались до того, чтобы обязать работника ставить в известность работодателя о наличии у него таких заболеваний (типа диабета, астмы, сердечно-сосудистых заболеваний и др.), которые определяют его в группу риска по коронавирусу. Отчего же столь короток списочек? А как же ВИЧ? А тесты на туберкулез при отделе кадров? А справки о ветрянке, гепатите всех типов, краснухе, кори, коклюше и что там еще есть у нас заразного? Да и на глисты не грех всех проверить, прежде чем пускать в общую столовую предприятия.
В случае обнаружения «предрасположенностей к коронавирусному заболеванию в тяжелой форме» легко будет нарваться на отказ в приеме на работу или в дальнейшем продвижении по службе.
Зачем продвигать того, кто завтра может слечь с атипичной пневмонией, затормозив рабочий процесс на своем направлении на недели? Он может даже сорвать важную презентацию!
Гуманные работодатели могут ограничиться тем, что просто навсегда переведут «уязвимых» на удаленку, воспретив им появляться в офисе, как прокаженным. Разумеется, для этих людей сразу вздорожают все медицинские и прочие страховки, как и ставки по ипотеке. Если им вообще эту ипотеку дадут. Да и потребительский кредит тоже. Разве что по повышенному проценту.
Человечество готово теперь легко и непринужденно, без малейшего сожаления (потому как речь ведь о святом – о здоровье людей!) отказаться от всех этих «идеалов» гуманизма, которыми оно еще недавно так гордилось, начиная с эпохи Просвещения и кончая благостными конвенциями ООН. Все теперь – равнение на тоталитарный Китай, где государство – это муравейник, а личность в нем – ничто.
А ведь еще недавно сколько было защитников прав всяческих меньшинств, а также инвалидов, ВИЧ-инфицированных и других людей с ограниченными возможностями. Сколь пафосно шагало по миру движение под лозунгами здоровой и бодрой старости. Инвалидам строили пандусы и расширяли туалеты, что можно было на коляске. Людям в возрасте давали скидки на посещение музеев и на поездки в общественном транспорте, они были желанными (потому как богатыми) туристами во многих странах. Теперь они должны самоизолироваться на неопределенное время, сидеть по домам и ждать, пока изобретут спасительную вакцину. При том что вакцины, скорее всего, не будет, потому что еще ни одной вакцины от коронавируса изобрести не удалось.
Чистая Спарта во всемирном масштабе получается. Старикам в новом мире не место! Им место – в самоизоляции. Инвалидам тоже.
Дома престарелых закрыть, так как они – рассадник заразы и портят статистику заболеваемости и смертности по «ковиду», их обитателей – вывозными спецрейсами на гору Фудзи, пусть там умирают. Так раньше прокаженных ссылали на острова.
Нет, разумеется, это все не со зла, а исключительно из заботы о наиболее уязвимых. Из гуманизма. Просто обстоятельства изменились, и мы теперь не столь толерантны. Однако, во-первых, почему они лишены права выбора – распоряжаться своим здоровьем? Это как с правом на аборт, которое в иных странах вызывает столь ожесточенные дебаты. Так и тут: вполне может быть движение pro choice. Во-вторых, если группа уязвима, то слабо обратно понизить пенсионный возраст?
Право на престижную и перспективную работу, путешествия, всевозможные удовольствия, а также на прием пищи в ресторанах, занятия фитнесом и посещения бассейнов получат, в первую очередь, те, у кого есть иммунный паспорт высшего уровня. Остальных — в резервации самоизоляций и «самоограничений», за соблюдением которых проследит цифровой «Большой брат». «Особо уязвимых» будут отслеживать, как коров или овец со вживленным под шкуру GPS-трекером.
Под «благовидным» предлогом человечество вот-вот готово сбросить с себя оковы лицемерного либерал-гуманизма и вернуться в свое привычное состояние «человек человеку — волк». Хоть мы все и рождены равными, но при этом будут волки, которые равнее всех прочих.
Кажется ли вам такой миропорядок справедливым? Готовы вы выступить в защиту «пораженцев в иммунных правах», особенно если у вас уже будет должным образом оформленный «иммунный паспорт»? Нет. Это будет уделом политических маргиналов. И, разумеется, самих «пораженцев». В обществе возникнет новый раскол.
Для тех, кому все эти идеи иммунных паспортов, тем более унифицированных, утвержденных на всемирном уровне для облегчения перемещения по пост-коронавирусному миру, кажутся привлекательными, у меня есть неприятная новость. Она состоит в том, что как только в мире возникает очередное неравенство и выстроенная на этом неравенстве несправедливость, так сразу начинается против такого неравенства и несправедливости борьба. В том числе политическая. И чем разительнее будут «привилегии» якобы иммунизированных, тем эта борьба будет решительнее и ожесточеннее, приобретая в том числе самые экзотические формы, которые могут ввести в очередной раз в состояние шока национальные системы здравоохранения. Одной из таких форм может стать «коронавирусная партизанщина». Уже есть первые признаки.
В циничной Америке появились «коронавирусные вечеринки». Люди собираются вместе с намерением заразиться поскорее этим проклятым коронавирусом, переболеть, да и забыть. Дело, конечно, рисковое, сродни игре в «русскую рулетку». Можно ведь и умереть или попасть в тот процент тяжелых больных, которые потом остаются инвалидами. Однако, чем моложе «игроки» и чем меньше у них сопутствующих заболеваний (или они о них еще не знают), тем выше искушение рискнуть.
Пока участников таких смертельных игр мало. Сказываются страхи и ужасы, которые живописует пресса в репортажах из больниц, а также рассказы самих тяжелых больных, которым посчастливилось выздороветь. Однако по мере того, как медицинские ужасы пандемии примелькаются, их начнут вытеснять ужасы безработицы, банкротства, угроза голода и нищеты. Не случайно уже появились предсказания насчет того, что следующей после нынешней пандемии станет эпидемия самоубийств среди тех, кто не выдержит всех этих последствий. И тогда желающих рискнуть сыграть в «коронавирусную рулетку» может стать больше. Ведь их шансы устроится в этом мире повысятся, если их привилегии узаконят. Еще месяц назад я рискнул предсказать появление даже специального бизнеса по заражению «ковидом» с помещением пациентов с самой ранней стадии под наблюдение врачей в спецпансионате с высоким уровнем медицинского оснащения.
Особенно увеличится число желающих пройти через заболевание, если будет появляться все больше свидетельств того, что прошедшие через «ковид-инициацию» получают очевидные преимущества в новом мире. Одним из проявлений такого поведения может стать подчеркнуто наплевательское, умышленно пренебрежительное отношение к сохраняющимся на длительное время мерам социального дистанцирования: мол, чему быть, того не миновать, переболеть уж поскорее, чтобы не мучиться такой «самоограниченной жизнью» и не жить в постоянном страхе заразиться. Осознают ли такую опасность сторонники введения «иммунных паспортов»? При том что игры в «коронавирусную рулетку» явно приведут к новым наплывам пациентов в больницы.
Исторические прецеденты на сей счет имеются. Во многих странах, к примеру, в свое время получили распространение «вечеринки ветрянки», куда родители приводили детей, чтобы те заразились и поскорее переболели в раннем возрасте этой болезнью (на «празднике» непременно присутствовал хотя бы один уже болеющий ребенок), которая во взрослом возрасте протекает очень тяжело. Позже, когда появилась прививка, подобные «праздники» стали организовывать убежденные противники всяческих прививок. «Антипрививочники» утверждают, что иммунитет, приобретенный естественным путем, более «правильный», нежели тот, который получает человек при вакцинации. Это наука никак не подтверждает, зато фиксирует рост числа смертей от болезней, от которых люди не хотят прививаться, на фоне роста движения «антипрививочников».
Ну а как же тогда быть, если без паспортов иммунитета? А так, что по мере спада пандемии, на время которой сохранять меры социального дистанцирования для всех именно в равной мере (но особенно для пожилых все же, на этот период), затем постараться по максимуму вернуться к прежней жизни и по минимуму поддаваться соблазну устраивать жизнь по китайскому образцу и с упором на некий особый (иммунный) статус. Потому как побочных проблем от введения таких паспортов иммунитета может оказаться куда больше, чем кажется. Как на уровне отдельных стран, так и на межгосударственном уровне, поскольку ни люди, ни государства (если их объявят «Covid-токсичными») не захотят мириться со своим «второсортным статусом». И будут с этим бороться.
А мы помним, чем кончили создатели идеологии «чистой расы» 75 лет назад. Их разгромили те, кого они и за людей-то не считали.