В мае СМИ сообщили, что TikTok и ее материнская компания подали в американский суд иск с просьбой прекратить исполнение этого закона. По мнению истцов, он нарушает конституцию, в том числе поправку о свободе слова.
Затем, уже в конце июля, стало известно, что министерство юстиции США обратилось в апелляционный суд с просьбой отклонить этот судебный иск. А в начале августа министерство юстиции США подало на социальную сеть TikTok иск в суд за сбор персональных данных детей в возрасте до 13 лет без разрешения их родителей.
И тут получается занятная история, поскольку власти США обвиняют TikTok в том, чем активно занимаются американские онлайн-площадки: Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена)*, Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена)* и YouTube.
Например, в 2023 году аналитическая компания Adalytics обвинила YouTube в слежке за несовершеннолетними и показе им таргетированной рекламы, тем самым видеохостинг нарушил американский закон о защите конфиденциальности детей в интернете.
В 2021 году благодаря исследованию компаний Global Action Plan, Reset Australia и Fairplay выяснилось, что Facebook* и Instagram* собирают данные о несовершеннолетних пользователях.
Более того, Instagram* опасен для детей тем, что на этой площадке активничают растлители. И модерация платформы их почему-то не блокирует.
Правда, странным, а потому и опасным, подходом к модерации известны все три американские онлайн-площадки. Возьмем, к примеру, хотя бы YouTube. Модерация платформы удаляет каналы российских блогеров, музыкантов, СМИ, а противозаконный контент не трогает, тем самым игнорируя требования Роскомнадзора. Иными словами, видеохостингу все равно на российское законодательство. Собственно, как и на российских пользователей. Иначе Google (владелец YouTube) не допустил бы проблем со скоростью загрузки видео на своей онлайн-платформе в России.
Однако у российских пользователей уже есть варианты, чем заменить YouTube. Это «VK Видео», RUTUBE, NUUM, «Платформа». Эти отечественные площадки уделяют особое внимание безопасности пользователей, строго соблюдая требования российского законодательства, и постоянно развиваются.
То же самое и про отечественные аналоги Facebook* — «ВКонтакте», «Одноклассники». И про наши альтернативы Instagram*. Например, LOOKY.
Отечественные онлайн-платформы уже давно готовы принять всех тех, кто продолжает пользоваться западными площадками. А для стимулирования блогеров и рекламодателей к переходу на наши платформы Государственная дума РФ приняла в июле этого года в первом чтении законопроект о запрете рекламы в запрещенных социальных сетях. Этот законопроект важен, поскольку он направлен на обеспечение безопасности российских пользователей в интернете. А это особенно важно, когда коллективный Запад ведет информационную войну против России, используя в качестве основного оружия американские онлайн-платформы.
Автор — эксперт РОЦИТ, резидент «Телега Online» и блогер Илья Гогуа.