Комментируя возможную отмену ТО, следует, прежде всего, отметить популярность меры - ее ждали миллионы автовладельцев. В советское время техосмотр был достаточно формальным, но все-таки обоснованным мероприятием. Ведь чаще всего владелец автомобиля был и «автолюбителем», проводившим самостоятельное техобслуживание и даже ремонт личного «Москвича» в своем сарае. В настоящее время обслуживание автомобиля, как правило, проводится в крупном или небольшом, но все же специализированном автоцентре. Поэтому техосмотр сегодня – это процедура проверки работы одного автомобильного мастера другим. Не думаю, что такое усложнение жизни владельца автомобиля требуется для повышения безопасности движения.
Кроме того, процедура техосмотра в его нынешнем виде не влечет за собой ответственность проверяющего. Независимо от того, прошел автомобиль техосмотр или нет, за его техническим состоянием обязан следить владелец и за все выявленные неисправности несет ответственность именно он.
При этом процедура ТО является объективной только отчасти. Попытки искоренить «продажу» диагностических карт так и не увенчались полным успехом, в результате упреждающих действий эти карты только дорожали. Видимо, избавить систему ТО, автономную от функций технического обслуживания, от коррупционных соблазнов, просто невозможно.
В развитых странах вопросы безопасности транспорта решаются по-разному. Но очень похоже.
Стандартный, так сказать общераспространённый формат примерно следующий. На приборной панели вашего автомобиля появляется надпись с предупреждением о необходимости прохождения очередного технического обслуживания. Дисциплинированный водитель направляется на станцию ТО, где его автомобиль проходит необходимое фирменное обслуживание. В итоге автовладелец получает исправную машину и штамп о прохождении техосмотра. Ни один владелец, или сотрудник такого центра не поставит вам этот штамп в обход упомянутых выше технических процедур. Дело в сугубо коммерческом интересе. Если в результате разбора ДТП с участием вашего автомобиля выяснится, что штамп ТО у вас есть, а, к примеру, тормозные колодки стерты до нуля, организация, поставившая штамп ТО, теряет право на работу на рынке страны. Является ли процедура техосмотра и обслуживания за рубежом обязательной? Где как.
Однако, во всех случаях, тариф на страхование гражданской ответственности (по-нашему говоря, ОСАГО) будет ниже при наличии штампа ТО и гораздо выше в случае его отсутствия.
Наконец, в пользу отмены обязательного техосмотра свидетельствует фактический недостаток операторов проведения техосмотра.
Достаточно сказать, что сегодня в России насчитывается почти 50 млн. легковых автомобилей, которых просто невозможно обеспечить надежным государственным контролем.
Полагаю, что данным решением Правительство страны сделало правильный шаг в направлении прозрачной и эффективной системы контроля технического состояния транспортных средств.
Автор — директор Центра транспортного моделирования Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.