Фискальный эксперимент
Казалось бы, еще совсем недавно нашими родными бульдозерами победоносно давили тонны враждебных импортных помидоров и иной «запрещенки», чтобы продемонстрировать пренебрежение к санкциям Запада и готовность поддержать отечественных поставщиков.
Но вот пришла пандемия, экономику заштормило и на смену батальному задору в противостоянии политических систем пришли иные сюжеты.
Например, «Почта России» еще по весне заявила, что из-за пандемии коронавируса объем трансграничных онлайн-покупок россиян и, соответственно, международных отправлений упал, то все это негативным образом сказывается на выручке. Но, поскольку естественный монополист почтовой связи рожден под счастливой звездой, долго жаловаться на судьбу не пришлось, и уже летом был презентован «фискальный эксперимент», как его окрестили СМИ, по созданию системы бондовых складов на территории Татарстана.
Что же такое бондовые склады?
Это склады, приписанные к определенной таможне, фактически со статусом особых экономических зон. На них можно хранить импортные товары, которые будут реализованы физлицам через интернет-площадки. При этом особый таможенный статус бондового склада позволяет не платить таможенные пошлины и налоги при хранении на нем импортируемых товаров — до их приобретения в России. Предполагается, что будет возможность возвращать невостребованный товар производителю без уплаты таможенных сборов.
Заинтересованность очевидна
Как пишут СМИ, совместно с татарстанским правительством в эксперименте уже готовы поучаствовать Ebay, Ozon, iHerb и другие онлайн-продавцы. Заинтересованность глобальных торговых площадок очевидна – ведь в случае запуска проекта они значительно расширят свою аудиторию за счет своего особого положения. Покупателям тоже посулили сплошные удобства – доставку в течение пары дней и снижение затрат на логистику.
Но все ли этому обрадовались?
Например, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) еще летом направила обращение премьеру Мишустину. РАТЭК выразила опасения, что запуск данного проекта самым негативным образом скажется на развитии электротехнической промышленности.
Дело в том, что с учетом жестких требований российских регуляторов ввозить технику из Китая окажется куда выгодней, чем производить и даже собирать в России. Чем это грозит обернуться для экономики страны вполне очевидно: закрытием многих производств, сокращением числа рабочих мест, снижением налоговых отчислений и т.п. Хотя, казалось бы, куда дальше сокращать – пандемия и так всех «подсократила»…
Опыт Поднебесной
В экономически прогрессивном Китае, например, откуда пришла идея этого эксперимента, бондовые площадки нацелены не на импорт (что вполне логично), а на высокотехнологичный экспорт. Даже на заре их становления в страну запрещали ввозить некоторые виды товаров повседневного спроса, ведь в Поднебесной во главу угла ставят защиту интересов национальных производителей.
А что у нас? Похоже, что некоторые чиновники решили пойти своим путем, и в результате импортеры могут получить преимущества, которые совсем нельзя назвать конкурентными.
По понятным причинам идею бондовых складов активно поддерживают иностранные поставщики, в частности американский сервис по продаже биологически активных добавок iHerb. Чтобы понимать, о чем идет речь, отмечу, что именно к БАД относится значительная часть аптечного ассортимента. Это специализированная пищевая продукция, подлежащая государственной регистрации до ее ввоза на таможенную территорию России (и ЕАЭС, куда Россия входит).
Нам — санкции, им — свободная экономическая зона
Также, напомню, что в свое время правительство заняло предельно жесткую позицию в отношении иностранных фармпроизводителей и обязало их локализоваться в России, поскольку лекобеспечение относится к категории вопросов национальной безопасности.
Ну и кроме того, это стало важным шагом в создании рабочих мест и развития ряда регионов.
Удивительно, что эта логика сегодня не находит своего продолжения в регулировании рынка БАД, где на полном серьезе обсуждается создание бондовых складов, чтобы облегчить доступ трансграничным сервисам на рынок.
При этом совершенно очевидно неравенство условий для национальных игроков и добросовестных импортеров, которые вынуждены соблюдать все требования Техрегламентов Таможенного Союза, и потенциальных участников «особых экономических зон».
Вот такая пост-ирония: они нам – санкции, мы им – свободные экономические зоны.
Что это? Сон разума? Погоня за быстрыми деньгами? Отсутствие системного мышления?
Или национальная привычка – метаться от крайности в крайность: от раздавленных техникой помидоров к особым экономическим зонам для иностранных импортеров ценой уничтожения собственного производственного сектора?
Чиновникам нужно определиться с приоритетами – поддерживать торговых импортеров в ущерб производителям, в том числе отечественным, или обеспечить равные правила игры для всех.
Автор — директор Центра политического анализа.