Принципиально другой дискурс задал промышленник Олег Дерипаска: он отметил, что частному сектору нужна не финансовая поддержка, а условия и инфраструктура для развития. Дерипаска призвал брать пример со Столыпина, который в сложное время построил новую страну и фактически создал целый класс инициативных людей, крестьянства, которые работали на себя и на свое будущее. Сегодня не только возможно, но и жизненно необходимо совершить аналогичный рывок, чтобы обеспечить экономический суверенитет страны и сделать большинство граждан нашей страны миллионерами, отметил Дерипаска.
Тезис о миллионерах мог бы показаться фантастическим и даже популистским, но это не так. Олег Дерипаска напомнил, что более половины наших граждан имеют годовой доход в 5 тысяч евро, в то время как в Польше эта цифра составляет 15 тысяч евро. То есть простое приведение российских реалий к польскому знаменателю означало бы, что годовой доход большинства россиян превысит миллион рублей.
Но как можно этого добиться? По мнению Дерипаски – только развивая собственное производство. «Люди станут богаче, но не потому что им раздадут по 100 рублей к пенсии, а потому что они смогут заработать на этих предприятиях — и не только в Москве», - объяснил Дерипаска.
Развитие промышленности, особенно собственной компонентной базы необходимо не только для решения социальных задач и увеличения благосостояния россиян. Сейчас наша страна, к сожалению, не полностью обеспечивает экономический суверенитет. «Эмбарго, санкции, торговые войны… Что бы не случилось – [против России] вводятся санкции. Это сильно влияет на наших партнеров, они боятся [с нами] сотрудничать, потому что при любом политическом повороте им начинают угрожать из Вашингтона», - констатировал Дерипаска.
В таких внешнеполитических условиях российский финансовый мегарегулятор, как ни парадоксально, обескровливает экономику и продолжает финансировать западную экономику. Это происходит с помощью простого механизма. Банковская система, как отметил Дерипаска, монополизирована - несколько крупнейших кредитных учреждений имеют львиную долю прибыли банковского сектора, которая превышает триллион рублей. Жестко централизована и налоговая система. Из-за этого деньги изымаются из экономики, а попадая в резервы банков и правительства, в значительной степени инвестируются в долговые бумаги западных стран, прежде всего США.
Поэтому вместо роста мы видим искусственное сжатие национальной экономики. «Вопрос в системных деньгах. Объем нашей экономики - 109 трлн руб., общий кредит - 62 трлн руб., недофинансированность по сравнению с сопоставимыми экономиками в три раза! – подчеркнул Дерипаска. - Есть отрасли, которые правительство хочет системно развить, например, компонентное производство. Но они [предприятия отрасли] не могут взять кредит, они заложены, что называется, до трусов. Они не могут пойти и рефинансировать [кредиты], потому что ЦБ вводит запретительный характер на ряд процедур реструктуризации».
При этом, как отметил Дерипаска, коллеги российского мегарегулятора из ФРС США или Европейского центробанка в условиях кризиса моментально переходят к политике количественного смягчения, то есть вливают деньги в экономику, а не выжимают ее до последней капли, как это происходит в России.
«У нас долговой рынок чуть лучше, чем кабальный ростовщический, когда вручную выдавали деньги и потом выбивали проценты. У нас остался фактически единственный инструмент - кредит. Нет ни облигаций, ни IPO. Это какой-то каменный век». Предприниматель напомнил, что до 2008 года, имея свободный доступ к дешевым кредитным средствам на западных рынках капитала, российская экономика активно росла без прямой государственной поддержки, следствием чего стали значительные улучшения в социальной сфере.
Конечно, сейчас это невозможно. Значит, государство должно создавать условия для развития долгового рынка внутри страны, чтобы обеспечить экономический рост.
Простой пример. Если сейчас одним из национальных приоритетов объявлена экология, то почему не выдавать кредиты предприятиям под 3% на «зеленую» модернизацию? Ведь в этих вложениях заинтересовано не отдельное предприятие, а все общество.
Тем более, в возможности занимать деньги по разумным ставкам нуждаются компании, развивающие высокотехнологичные отрасли.
Рост и созданные высокооплачиваемые рабочие места и обеспечат возникновение массового среднего класса.
И это не сугубо макроэкономическая дискуссия. Олег Дерипаска напомнил, что в России прошло голосование по Конституции, а по факту – референдум о направлении развития страны на ближайшие 16 лет. Люди, проголосовавшие за изменения, явно высказали свое желание видеть себя и страну в достатке, они не хотят оставаться бедными. Олег Дерипаска еще раз призвал равняться на человека, именем которого был назван форум: «Во что верил Столыпин? Он верил, что рыночные отношения важны, даже при участии государства, он верил в институты, он фактически создал представительную власть, законодательное собрание с полномочиями. Именно Госдума провела важнейшие реформы, которые позволили поднять страну».
Хочется верить, что дискуссия Столыпин-форума поможет сдвинуть ситуацию с места, и правительство услышит аргументы национально-ориентированного бизнеса.