Признание значимости цифровой экономики сочетается с непростой макроэкономической ситуацией – неуверенный и незаметный населению рост сменяется «пандемийным» спадом, так что следующий за ним подъем будет носить восстановительный характер.
Когда экономика успешно и устойчиво растет, это снижает стимулы к переменам — и, напротив, проблемы ведут к новым возможностям. Надо только уметь ими воспользоваться – а это зависит и от политической воли, и от технологичных решений.
Одно из таких решений – поддержка IT-индустрии, основы цифровой экономики. На примере визита премьер-министра Михаила Мишустина в Казань, где в особой экономической зоне «Иннополис» прошла встреча с ведущими представителями этой сферы, можно выделить основные особенности правительственного курса в «цифровой» области.
Приоритетность
Визит Мишустина в Казань стал его первой региональной поездкой после начала пандемии в России. Таким образом от чрезвычайных решений правительство возвращается к повестке, которая была сформулирована еще в январе, после формирования нового правительства. И показательно, что первое региональное мероприятие, символизирующее возвращение нормальности, переход от круглых столов в онлайне к непосредственному общению в оффлайне, было посвящено именно национальной программе «Цифровая экономика».
Стимулирование
В июне Владимир Путин объявил о налоговом маневре, резко уменьшающем нагрузку на высокотехнологичный бизнес (бессрочное снижение ставки страховых взносов с 14% до 7,6% и налога на прибыль с 20% до 3%).
Отрасль восприняла это решение с энтузиазмом, но тут же возникла проблема – Минкомсвязи предложило отменить с января 2021 года в рамках того же маневра нулевой НДС на продажу исключительных прав на программное обеспечение (ПО) и право на пользование ПО по лицензионным договорам. Возникло серьезное опасение, что выгоды от снижения налогового бремени будут резко уменьшены.
В Казани Мишустин разъяснил, что отечественные производители будут получать в такой ситуации компенсацию НДС.
Поддержка отрасли не ограничивается только налоговыми мерами. Речь идет и о стимулировании спроса путем распространения ограничений на закупки иностранного ПО на компании с госучастием и их дочерних структур, и о поддержке внедрения инноваций, помощи стартапам, государственно-частном партнерстве. Цена вопроса — 20 млрд рублей до 2024 года.
Эти деньги будут направлены на гранты для российских «айтишников», разрабатывающих новые продукты. Предусмотрено, что деньги выделяются на основе принятого во всем мире принципа софинансирования – гранты должны покрывать не более половины расходов. Но в этом году с учетом пандемийной ситуации, доля расходов государства увеличивается до 80%. Такая мера позволит не только поощрять инновации, но и сохранить старые и привлечь новые квалифицированные кадры – это еще одна задача госполитики в IT-области.
Диалог
Он предусматривает постоянный контакт с представителями профессиональных сообществ – включая, разумеется, и IT-сферу. Такая совместная работа позволяет избежать одностороннего навязывания решений, а также оперативно корректировать спорные положения (как это было в случае с отменой нулевого НДС). Кроме того, речь идет об инклюзивности – в диалоге участвуют все значимые участники рынка, никто не подвергается дискриминации.
Во время казанского визита Мишустина во встрече с премьером участвовал вице-президент Telegram Илья Перекопский. Совсем недавно Telegram в России был заблокирован, что создавало парадоксальную картину – один из самых перспективных и популярных отечественных интернет-проектов не был признан в своей стране. Причем на практике ограничительные меры без особого труда обходились – так что желающие могли пользоваться продуктом, но его коммерциализация из-за «нелегальности» была затруднена – деньги любят понятные правила игры.
Теперь опала с Telegram снята, компания рассматривается как конкурентоспособный международный игрок, с которым надо совместно работать.
И, кстати, у Теlegram тут же появился первый запрос к правительству. Он связан с темой демонополизации – как ослабить доминирование Apple и Google в мировой IT-индустрии. И здесь Павел Дуров является объективным союзником Yandex.
Инфраструктура
Нередко можно встретить противопоставление «старой» и «новой» экономики. Действительно, трудно сравнить дорожного рабочего и очкарика-программиста, на первый взгляд, они живут в разных мирах. Но это не совсем так – ведь «айтишник» едет на своей машине по дороге, который строил рабочий, и заинтересован в качестве трассы.
В ходе казанского визита Мишустин общался не только с представителями «новой экономики» — он объявил о начале строительства автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань. Это часть российского участка международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай и самый масштабный дорожный проект в России на ближайшие несколько лет. Завершение строительства планируется в 2024 году.
В результате из Москвы до Казани можно будет доехать за 6,5 часов с разрешенной скоростью 130 км/час. Таким образом «айтишник» сможет при желании пообедать в Москве, а поужинать уже в «Иннополисе», не тратя время на нередко утомительные процедуры в аэропорту и не оказавшись в зависимости от погоды.
Решительность
История с дорогой интересна еще одним немаловажным обстоятельством, актуальным не только для нее. В течение нескольких лет шли споры по поводу того, что делать – сооружать высокоскоростную железнодорожную магистраль, строить новую автомобильную трассу или ограничиться полной реконструкцией существующей дороги. У каждого проекта были свои защитники, несколько раз принимались предварительные решения, которые затем пересматривались – и, казалось, что вопрос «утонет» в дискуссиях. Сейчас официально объявлено о начале строительства – значит, выбор сделан. Можно надеяться, что и прорыв к цифре тоже состоится.
Автор — первый вице-президент Центра политических технологий.