Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Перекрестное субсидирование в энергетике: нерешающие проблему решения

Почему вредна дифференциация тарифа в энергетике

Обсуждаемый и пока отклоненный вице-премьером Юрием Борисовым законопроект Минэнерго о дифференциации тарифа в энергетике представляет собой яркий пример действий, которые не решают, а лишь усугубляют проблему и более того - создают весомые риски для экономического роста.

На отклонение предложения Минэнерго Правительством оказали влияние, в том числе, негативные заключения на законопроект Минэкономразвития и ФАС. И беспокойства обоих ведомств неслучайны. Во-первых, крупные потребители электроэнергии уже несут значительную нагрузку в сотни миллиардов рублей ежегодно от перекрестного субсидирования, при этом традиционно являясь ключевыми инвесторами в развитие социальной инфраструктуры во многих регионах. А что будет с этими городами и их жителями, если хотя бы несколько крупных заводов с ростом тарифов не справятся и закроются?

Во-вторых, само предположение о том, что крупный бизнес и еще большую нагрузку выдержит, сегодня крайне опасно. Крупные предприятия имеют преимущество в снижении издержек за счет масштабов производства, но при этом и крайне уязвимы к любому росту этих издержек, что может лишить их конкурентоспособности на рынке. По оценкам, ежегодный рост конечной цены электроэнергии для крупных предприятий в результате реформы Минэнерго в среднем не превысит порядка 10%. Но рост тарифов на 10% для большинства крупных энергоемких производств в нефтехимии, химии, черной и цветной металлургии и т.д. может стать критичным вплоть до закрытия отдельных заводов. Другие макроэкономические показатели (ВВП, инвестиции, объемы промпроизводства) такими темпами у нас не растут, чтобы рост тарифов в 10% прошел незамеченным.

С точки зрения экономических последствий, предложение Минэнерго в целом оголяет проблемы стратегического видения экономического развития в стране. Будут ли после повышения тарифов у крупнейших работодателей средства на рост или даже сохранение заработных плат? Смогут ли компании осуществить инвестиции в столь необходимую модернизацию, а некоторые и просто выжить? Сможет ли отечественная продукция конкурировать на зарубежных рынках после роста издержек? И в итоге не получим ли мы в итоге дополнительные проблемы с реализацией нацпроектов, выходом из стагнации и повышением доходов? Чтобы этого не произошло, Минэнерго в данном случае очень важно рассматривать ситуацию в комплексе, не пытаясь решить одну проблему появлением новых.

Подход к комплексному решению проблем перекрестного субсидирования в целом должен быть иным. Прежде всего, нужно чтобы основная категория потребителей - население - в принципе могло оплачивать справедливый уровень тарифов на электроэнергию. Здесь, правда, есть смежный вопрос – а что такое справедливый уровень тарифов на электроэнергию? Почему уровень тарифов на электроэнергию для населения в Республике Алтай в 1,8 раз выше, чем в Забайкальском крае, и в 2,5 раза выше, чем в Иркутской области? При этом средняя заработная плата в Республике Алтай в 1,3-1,4 раза ниже, чем в Забайкальском крае и Иркутской области. Таких перекосов по стране много, и с этим надо подробно разбираться, чтобы проблему перекрестного субсидирования реально решить, а не отложить на неопределенное будущее.

Более того, в большинстве стран цены на электроэнергию для промышленности ниже, чем в России. По данным Международного энергетического агентства, в 2017 году цены на электроэнергию не превышали 15 центов за кВт/ч для предприятий в 56 странах, а для населения - лишь в 37 странах. При этом именно в тех странах, где промышленность играет большее значение для экономики, тарифы для предприятий особенно низкие.

В России, по данным «Сообщества потребителей энергии», средняя конечная стоимость электроэнергии для промышленных потребителей, подключенных на высоком уровне напряжения к распределительной сети, составляла в прошлом году 7 центов за 1 кВт/ч. И это уже выше, чем в США и отдельных странах Европы (Франции, Норвегии или Швеции). И вместо того, чтобы сделать низкие тарифы на электроэнергию преимуществом для наших компаний в условиях крайне высокой обеспеченности страны энергетическими ресурсами, Минэнерго сегодня пытается лишь еще больше закрыть зарубежные рынки для отечественных производителей.

Инициатива Минэнерго беспокоит и ФАС. Сохранение перекрестного субсидирование и в текущем виде уже является дискриминационным для компаний, а предлагаемые Минэнерго меры эту дискриминацию только усилят. Ведь себестоимость передачи на высоком напряжении значительно ниже, поэтому выравнивание тарифов между сетями высокого и низкого напряжения будет дополнительной дискриминацией крупных потребителей. Есть и регионы, которые пытались бороться с перекрестным субсидированием и доводить тарифы до уровня экономически обоснованных, а получается, что зря - и это дискриминация по отношению к ним.

Более того, стремительный рост тарифов будет стимулировать крупных потребителей еще быстрее переходить на собственные объекты генерации. А это значит, что количество избыточных мощностей в стране будет расти, а эффективность всей капиталоемкой энергетической инфраструктуры будет снижаться. При этом нагрузка на тех, кто остается в общей сети, будет лишь возрастать.

Минэнерго сегодня необходимо осознать и признать, что простых решений сложная и запутанная проблема перекрестного субсидирования в стране не имеет. Более того, принимая решения, необходимо гарантировать, чтобы и имеющиеся сегодня низкие темпы экономического роста не упали. И первый шаг, который требуется сделать – это разобраться во всех перекосах (по регионам, по отраслям, по группам потребителей) и оценить их масштабы. А далее уже принимать решения, и эти решения могут быть разноплановыми. Это может быть разделение тарифов для населения в зависимости от объемов потребления. Решением может стать и повышение эффективности самой отрасли энергетики за счет снижения потерь и оптимизации объемов генерирующих мощностей, что позволит обеспечить справедливый уровень тарифов для всех категорий потребителей. Могут быть и более масштабные и стратегические решения, такие как переход на более дешевую энергетику в долгосрочной перспективе (в частности, на гидроэнергетику). Но все это требует тщательной и кропотливой работы Минэнерго совместно с регионами и потребителями. Иначе же проблема перекрестного субсидирования рискует остаться в России неразрешимой.

Автор — аналитик Института комплексных стратегических исследований

Новости и материалы
Иран пообещал «выходящий за пределы понимания» ответ Израилю
Российский фигурист обвинил ISU в том, что ему не отдали €4 тыс. призовых
«Какое тебе дело?» Артемий Лебедев высмеял совет Павла Дурова не пить спиртное
Помогавший ВС России американец заявил, что находится в Москве добровольно
Видеорегистратор заснял, как у «КАМАЗа» на скорости отвалилось колесо и полетело в машину
Названы самые дорогие для фармкомпаний лекарства
Десятки чехов получили разрешение на присоединение к ВСУ
Россиянам рассказали, почему подорожали автомобили
Помогавший ВС РФ американец рассказал, как ему передали телефон для связи
Лидер «Касты» сбросил цену на свою квартиру перед проверкой на экстремизм
«Газпром» начал отбор газа из подземных хранилищ
Концерн «Калашников» завершил испытания автомата АМ-17
В Великобритании избрали лидера Консервативной партии
У ребенка в Турции появились высыпания из-за неизвестной эпидемии
«Мешают смотреть»: почетный президент РФС о комментаторах
Безос за день заработал $3 млрд, вовремя продав крупный пакет акций Amazon
На Украине заявили, что скоро начнут выпускать дальнобойные ракеты
Назван эффективный способ лечения боли в пояснице на дому
Все новости