Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Черный «Оскар»? Почему номинировали «Пантеру»

Фарид Бектемиров о мнимой политкорректности «Оскара»

Оскаровская номинация «Черной Пантеры» на лучший фильм года возродила дискуссию о стереотипной политкорректности этой премии. Разбираемся, действительно ли статуэтки раздают лишь историям о темнокожих и гомосексуалах, и объясняем, как вообще супергеройский боевик оказался в числе главных кинособытий года.

«Если добавить в название слово «черный», «Оскар» обеспечен».
«Пантера» – лучший фильм года? Это потому что она черная?»
«Почему не номинировали «Черновик» по Лукьяненко?»

Примерно так отреагировали многие поклонники кино на недавно объявленные оскаровские номинации, в числе которых оказались сразу две картины с «черными» заглавиями. И если полицейскую драмеди «Черный клановец» от Спайка Ли едва ли можно назвать сюрпризом, то марвеловский кинокомикс «Черная Пантера», кажется, пошатнул основы.

Люди не верили глазам, нервно и однообразно шутили, а некоторые с грустью констатировали безвременную кончину некогда престижной кинопремии.

Самой распространенной стала кочующая из паблика в паблик острота, что среди других номинантов должны быть «Черная рапсодия», «Черная фаворитка», «Черная книга», «Черная власть»… Ну, вы поняли.

Кому-то может показаться, что в этих рассуждениях есть разумное зерно. Всем ведь давно известно, что нужно для победы на «Оскаре». Премию, особенно главную, выигрывают только фильмы о темнокожих, гомосексуалах и людях с особенностями развития. И лучше, чтобы все вместе, да под трагичную музыку и с каплями дождя, как в известном ролике CollegeHumor.

Ведь так? Так ведь? Да?

Нет.

Белеет «Оскар» одинокий

Чтобы понять, насколько далек от реальности этот стереотип, достаточно взглянуть на сравнительную статистику лауреатов «Оскара» в основных категориях. Боюсь разочаровать, но у белых деятелей кино колоссальное преимущество.

К примеру, в режиссерской номинации за неполный век «Оскар» ни разу не получали темнокожие (хотя награда доставалась тайваньцу Энгу Ли и мексиканцам Куарону, Иньярриту и Гильермо дель Торо). В актерских белые исполнители забирали статуэтку 321 раз против 24 премий у всех остальных.

Еще можно обратить внимание на героев фильмов, номинировавшихся на главный «Оскар» за последние 20 лет.

Брать более ранние периоды бессмысленно. Чем дальше мы будем углубляться в историю, тем большим будет перевес картин о белых мужчинах – можете поверить на слово.

Из 20 проектов истории о представителях нацменьшинств рассказывали только три («Миллионер из трущоб», «12 лет рабства», «Лунный свет»). В 12 других кинолентах — в 60% — в качестве протагонистов выступали белые мужчины, всегда традиционной ориентации, еще в трех – белые женщины. Две картины были «ансамблевыми», то есть главные роли исполняли люди обоих полов – в одном случае только белые («В центре внимания»), в другом – не только («Столкновение»).

С номинациями все еще очевиднее. Из 136 фильмов, претендовавших на главную награду за этот период, белые мужчины были главными героями в 82-х (60,3%). С ансамблевыми фильмами число таких картин увеличивается до 100, или 73,5%.

Представительство других демографических групп заметно ниже: белые женщины – 14,7% (с ансамблевыми – 27,9%); мужчины других рас – 8,8% (с ансамблевыми – 10,3%); женщины других рас – 2,9% (с ансамблевыми – 4,4%); «ансамбли» белых мужчин и женщин – 11,8%;
«ансамбли» не только белых мужчин и женщин – 1,5%.

Всего же фильмы с белыми актерами и актрисами в главных ролях за 20 лет номинировались на «Оскар» в 86,8% случаев. С темнокожими, азиатами и латиноамериканцами в совокупности – в 11,7%. Еще полтора процента приходится на картины, где основных героев несколько, и их играют артисты разных рас (как в «Вавилоне» и «Столкновении»).

При этом белые составляют лишь три четверти населения США, то есть объяснить положение дел одной только демографией не получится.

Что касается сексуальной ориентации, перевес в пользу «традиционной» модели просто безоговорочный – 95,6% гетеросексуальных героев. Из 136 номинированных картин лишь пять рассказывали истории геев (причем в «Капоте» и «Игре в имитацию» это тема второплановая, хоть и заметная), еще в одном героинями были лесбиянки («Детки в порядке»).

Кстати, угадайте, в каком году главный «Оскар» впервые достался квир-фильму? Не поверите, в 2017-м. Чтобы полноценно признать другие ориентации, академикам потребовалось всего-то 88 лет.

Проще говоря, известный стереотип некорректен примерно полностью – шансы получить «Оскар» за фильм о гетеросексуальном белом мужчине в разы выше, чем если хотя бы один из этих факторов отсутствует.

Возможно, такая статистика связана лишь с тем, что о белых мужчинах просто снимается диспропорционально больше хороших фильмов?

Может и так. Но может быть, к статистике некоторое отношение имеет тот факт, что еще в 2012 году 94% академиков были белыми, а 77% – мужчинами (сейчас 91 и 76 соответственно). И может быть…. всего лишь может быть, что даже самые хладнокровные профессионалы неосознанно испытывают чуточку больше эмпатии к персонажам, похожим на них самих.

Сами решайте, что правдоподобнее.

Революция 16-го

Есть, конечно, еще один нюанс. В 2016 году перед церемонией разгорелся скандал, поскольку второй год подряд ни в одной актерской номинации не оказалось представителей расовых меньшинств. Режиссер Спайк Ли призвал бойкотировать «Оскар», в сети появился хэштег #oscarssowhite, и вскоре Академия провела реформу, в ходе которой в ее состав вошли около тысячи новых членов разного пола и рас (впрочем, это не сильно изменило общую пропорцию).

Но даже если считать с этого, казалось бы, поворотного момента, ни о какой «черной революции» в оскаровских номинациях речи не идет. Да, в следующем году статуэтки за роли второго плана получили Махершалла Али и Виола Дэвис, но уже в 2018-м все четыре актерские премии остались за белыми. Что касается номинаций на лучший фильм, за последние три церемонии, включая грядущую, против 17 лент с белыми героями было лишь девять с представителями других рас (в это число мы для верности включаем и «Богемскую рапсодию»).

И опять же можно сказать, что многие оскаровские картины с белыми героями тоже повествуют о расизме, как «Зеленая книга» из нынешнего списка. Но, во-первых, это явление не новое – «Оскар» стабильно обращал внимание на межрасовую тему еще с 60-х («Убить пересмешника», «Душной южной ночью», «История солдата»). А во-вторых, что в этом плохого?

Проблема расизма в различных проявлениях всегда была едва ли не самой значимой в Америке, а после избрания Трампа обострилась до уровня катаны Хаттори Хандзо.

Когда рассуждать об этом языком кино, если не сейчас?

Разумеется, неприятно, если общественное мнение отчасти влияет на голосование, как это было в 2012 году с фильмом «12 лет рабства», который отдельные академики, по некоторым данным, даже не смотрели, голосуя «из солидарности». Однако это не значит, что каждый проект с темнокожим актером в ведущей роли теперь имеет объективные преимущества при выборе лучшего.

Не только статистика прошлых лет доказывает обратное, но даже в новом, как многим кажется, «излишне политкорректном» списке номинантов фаворитами считаются «Рома», «Звезда родилась» и «Зеленая книга» – три картины с совершенно разным кастом, из которых только в последнем значимую (но не главную) роль играет афроамериканец.

К тому же не стоит забывать, что академики – всего лишь люди, у которых есть свои слабости и предрассудки, и многие из них давно обросли прочными связями в индустрии. Так что в некоторых случаях судьбу наград решает не талант того или иного претендента, а круговая порука. Довольно сложно поверить, что в успехе, скажем, фильма «Король говорит» никакой роли не сыграл тот факт, что его производила студия Вайнштейна, на тот момент лучшего друга всего Голливуда.

Так что суд общественности – далеко не единственный и точно не главный фактор потенциальной несправедливости «Оскара».

К примеру, в 2006-м Академия совершенно не испугалась обвинений в гомофобии (судя по последующим комментариям членов гильдии, вполне обоснованных), оставив без высшей награды абсолютного фаворита гонки – «Горбатую гору».

«Оскар» никогда не был «тем»

Претензии к «черным» фильмам нынешнего «Оскара» не ограничиваются традиционным интернет-расизмом, есть и вполне объективная критика. В первую очередь – в адрес «Черной Пантеры». Все-таки «Клановец» более привычное интеллектуальное кино, а кинокомиксы до этого на главную премию не претендовали ни разу.

«Пантеру» ругают за многое – скучного героя, не слишком впечатляющую графику, слабую любовную линию. И вряд ли кто-то будет спорить, что это крепкий фантастический боевик с отличными костюмами, но уж никак не шедевр. Однако тут возникает резонный ответ – разве «Оскар» всегда номинировал только шедевры?

Да, Голливуду удалось создать у массовой аудитории образ «самой престижной в мире кинопремии», но по факту едва ли найдется кинокритик, который поставит «Оскар» в один ряд с действительно серьезными фестивалями – вроде Канн, Берлина или Венеции (к последним тоже есть претензии, но не такого масштаба).

Плач, что «Оскар» уже не тот», во многом следствие ностальгии. «Тем» он никогда и не был.

У академиков были удачные годы – например, 1995-й, когда за главную награду сражались «Форрест Гамп», «Криминальное чтиво» и «Побег из Шоушенка». Или 1999-й, когда на нее претендовали «Тонкая красная линия», «Спасти рядового Райана» и «Жизнь прекрасна». Но даже в этих случаях они умудрялись творить нечто необъяснимое. К примеру, в 99-м выиграла проходная костюмная мелодрама «Влюбленный Шекспир», а «Большой Лебовски» не получил даже номинации.

В целом же количество незаслуженно обласканных или, напротив, упущенных из внимания картин на «Оскаре» превосходит все мыслимые представления.

Знаете, сколько «Оскаров» за лучший фильм или режиссуру в совокупности заработали главные лица современного кинематографа: Джим Джармуш, Уэс Андерсон, Дэвид Линч, Кристофер Нолан и Квентин Тарантино? Наверное, уже догадались – ни одного. Зато награду получали такие шедевры, как «Танцы с волками», «Чикаго» и «Король говорит».

В этих условиях немного странно всерьез возмущаться, что на премию Академии «неожиданно» номинировали нечто ординарное. И возмущаться именно фильму с «черным» названием, а не какой-нибудь буквально выпрашивающей награды посредственности вроде «Жутко громко и запредельно близко». Может, такая реакция говорит не столько об «Оскаре», сколько о нас самих?

Пантера инкогнита

Смешнее всего, что «Черная пантера» на самом деле достойна номинации на «Оскар». Во всяком случае, в его нынешнем формате.

Это легко доказать. Первым супергеройским кино, претендующим на звание лучшего фильма, просто обязан был стать «Темный рыцарь», но консерватизм академиков и ограничение по числу номинантов оставили его за бортом. Этот просчет подорвал интерес к церемонии так сильно, что со следующего года список кандидатов расширили вдвое, чтобы включать в него блокбастеры – фантастику, боевики и хорроры.

Во многом поэтому в главную категорию впоследствии удалось пробиться «Аватару», «Району номер 9», «Безумному Максу» и «Марсианину», а «Логан» был номинирован на лучший сценарий. У «Оскара» появилась в каком-то роде негласная квота на жанровое кино, которая в прошлом году помогла, например, хоррору «Прочь» и фантастической мелодраме «Форма воды», причем последняя даже получила статуэтку.

После провала идеи с отдельной премией для популярных фильмов в нынешнем голосовании, в сущности, не было вариантов: киновселенная «Марвел» выступила так мощно и убедительно, что один из ее проектов обязан был оказаться в списке. Выбор, очевидно, шел между «Черной пантерой» и «Войной бесконечности».

«Вот и несправедливость!» – заметят критики, и будут отчасти правы. «Война бесконечности» действительно по многим параметрам значительно лучше «Пантеры».

Как кинокомикс. Но не как социально-политическое кино.

Если обратить внимание на список предыдущих «жанровых» номинантов на «Оскар», легко заметить, как много среди них проектов с социальным комментарием. В «Районе номер 9» разбирается тема неприязни к мигрантам и жителям гетто, в «Безумном Максе» – диктатура и угнетение женщин, в «Аватаре» – войны за ресурсы, наплевательство на экологию и родовая травма США с геноцидом коренного населения.

На этом фоне вся вселенная «Марвел» – существо титаническое, но жалкое и беззубое, не способное внятно высказаться ни на одну актуальную тему. Лишь вскользь, максимально безопасным образом она затрагивала некоторые ключевые проблемы современности вроде борьбы с терроризмом («Железный человек»), нехватки ресурсов («Война бесконечности») и возрождения нацистских настроений («Капитан Америка. Другая война»).

И тут вышла «Черная Пантера»

Мало кто понимает, насколько рискованным был проект многомиллионного супергеройского фильма с почти полностью афроамериканским кастом. Выдай Райан Куглер нечто вроде «Лиги справедливости», сделай историю недостаточно цепляющей, провались в прокате – и о подобных опытах пришлось бы забыть на долгие годы. Идея о черном супергерое (настоящем супергерое, а не антигерое-убийце как Блэйд или Спаун) стала бы таким же анфан террибль для Голливуда, каким до «Чудо-женщины» была идея о супергерое женского пола (спасибо сценарным недоразумениям вроде «Электры» и «Эон Флакс»).

Но еще смелее со стороны «Марвел» было впервые включить актуальную повестку не мельком, а размашисто, на максималках. Создатели фильма не только раскритиковали политику действующего президента, но и выдали изящную аллегорию на лидеров движения за права афроамериканцев – радикального Малькольма Икса и более умеренного Мартина Лютера Кинга (справившись с этой темой едва ли не лучше «Черного клановца»). И все это в игровой и во многом экспериментальной форме – чего стоит афрофутуризм Ваканды.

Один неверный шаг мог стоить авторам проекта и денег, и репутации. Но шаги были верными. «Черная Пантера» на удивление глубоко и при этом доступно проанализировала не только стратегии борьбы с расизмом (мстить или пытаться менять ситуацию мирно), но и «дилемму прогрессоров»: если в мире творится вопиющее беззаконие, нужно ли сильному государству вмешиваться в чужие дела, и если вмешиваться – то как.

Выводы получились спорные, возможно, не до конца аргументированные, но жизнеспособные: сытое благополучие без сострадания к тем, кому повезло меньше, рождает чудовищ, а историю, не забывая ее уроков, все же можно начинать с чистого листа.

Как итог – потрясающая критика, полтора миллиарда в прокате и статус самого политического фильма года из всех развлекательных и самого развлекательного из всех политических.

Другими словами – заслуженная номинация на «Оскар».

Новости и материалы
В ВСУ предсказали потерю контроля над подконтрольными Киеву частями ДНР
В МИД России обвинили НАТО в накачивании Азии запрещенным оружием
Украине предрекли «смертельные морозы» этой зимой
ВСУ заминировали дамбы и мосты на границе с Белоруссией
Россиянам назвали посуду, которая меняет вкус пищи
Ливанский политик обвинил западные страны в искажении фактов о конфликте на Украине
Экс-сотрудник СБУ раскрыл, когда Украина стала считать Россию главным противником
В США заявили об ограниченных возможностях помощи Украине
Матвиенко напомнила о необходимости прививать детям традиционные ценности
Индия выступила против документа о помощи бедным странам по сделке COP29
Россия доставила свыше 30 тонн гуманитарного груза в Мьянму
Сотни палестинцев покинули восток Газы после приказа об эвакуации
Названа причина, почему коты пьют воду отовсюду, но только не из своей миски
Московский суд отказался снимать статус иноагента с блогера Качура
Пленный солдат ВСУ рассказал, как бойцов учат стрелять по видео
Глава МИД Ирана взял под контроль инцидент со студентами КФУ
Российские солдаты из зоны СВО передали поздравления всем матерям страны
В Минобороны России раскрыли роль «Панциря-С» в Курской области
Все новости