Реакция чиновников на трагедии – в частности, гибели детей из-за ливней в Сочи в конце минувшей недели или на нелепые происшествия вроде скандала с уличным фонарем в Тверской области - поражает неадекватностью. Народные слуги, которые по должности обязаны заботиться о людях, публично демонстрируют бестактность или даже откровенную ненависть к ним. И всячески стараются выгородить себя любимых.
Администрации Сочи заявили, что бабушка, сопровождавшая шестилетнего мальчика, который провалился в открытый канализационный люк, знала о наличии открытого ливневого стока. В городской администрации подчеркнули, что местных жителей также неоднократно предупреждали и о ливнях и грозах накануне инцидента.
Проходя по затопленной улице в Сочи, семилетний ребенок из Татарстана Николай Мальков провалился в люк ливневой канализации и мгновенно ушел под воду. Охваченная паникой бабушка прыгнула вслед за ним, однако спасти его не смогла. Через несколько часов водолазы нашли тело ребенка у скал, куда выходят ливневые стоки. Он получил смертельную травму головы. Бабушка в реанимации.
И в этот момент чиновники произносят слова «мы предупреждали», пытаясь переложить вину на трагедию на тяжело пострадавшую женщину, которая пыталась спасти внука.
Справедливости ради стоит сказать, что власти Сочи хотя бы выразили соболезнования родственникам погибшего мальчика (в конце минувшей недели в окрестностях Сочи, переходя в ливень вброд реку Пластунку, погибли еще двое детей - девочка четырех лет и ее 14-летний брат). Но при этом сочинские чиновники заявили, что подобные сооружения(ливневые канализационные люки) «принципиально должны быть полностью открыты».
«При осмотре места происшествия выяснилось, что по улице Октябрьской в Лазаревском районе Сочи еще в начале 60-х годов были проложены ливневые канавы. Это специальные гидросооружение для приема дождевых вод. Они представляют собой траншеи открытого типа, которые проходят с одной из сторон практически по каждой улице поселка, - заявили в пресс-службе администрации курорта.
В муниципалитете пояснили, что по задумке инженеров сооружения должны быть полностью открыты, наличие каких-либо решеток не предусмотрено даже по проекту. В случае залповых ливней, мощный поток воды может просто сорвать эти решетки». То, что ливневые сооружения в главном курортном городе России — почти 60-летней давности — городские власти не смущает.
«Бабушка с внуком жили в гостинице напротив, женщина ориентировалась на местности и знала о наличии данного гидротехнического сооружения. Штормовые предупреждение о ливнях и грозах распространялись за несколько суток, при этом неоднократно подчеркивалось, что необходимо соблюдать меры безопасности и не подвергать риску свою жизнь и жизнь детей», — сообщили чиновники.
Пусть уже никто не сомневается: в гибели ребенка виновата исключительно бабушка. А они тут ни при чем.
А для того, чтобы таких трагедий больше не происходило власти города огородили стулом ливневую канаву, в которой погиб мальчик.
<5>
Еще более дикой оказалась реакция главы Оленинского района Тверской области Олега Дубова во время церемонии торжественного открытия уличного фонаря. Дубов торжественно открывал фонарь в селе Холмец. Чиновники у нас любят такое: потом про это напишут в местных газетах и даже покажут по местному телевидению, какая заботливая у людей местная власть. Однако что-то пошло не так. Жительницы села обратили внимание главы района на то, что фонарь освещает фасад здания, а не дорогу. И спросили, можно ли перевесить или развернуть фонарь.
В ответ услышали, что это не их ума дело (действительно, разве должно людей интересовать, как стоит фонарь в их селе?). Родственник одной из женщин заступился за них и уточнил стоимость фонаря, чтобы установить его за свой счет. По словам очевидцев, Дубов обругал это предложение словами «Пошел ты… лысый урод». Также он назвал собравшихся «группой агрессивной молодежи» и «подогретой алкоголем гопотой».
Прочитав про эту историю в СМИ, чиновник решил объясниться (оправданием это не назовешь — виноватым себя Дубов явно не считает). Он заявил, что СМИ страшно исказили его слова. Оказывается, он назвал своего оппонента «пьяным уродом», а не «лысым уродом». Ну, конечно, это совсем другое дело! Дубов даже не чувствует, как нелепо выглядит эта его «поправка».
Чиновник также опроверг сообщения о том, что он выражался нецензурно.
Более того, вместо того, чтобы признать свое бытовое хамство и просто извиниться, он решил подвести под эту историю политическую подоплеку.(У нас такое чиновники разных мастей проделывают часто - чуть где накосячат и это станет достоянием гласности, сразу норовят увидеть заговор против себя). Дубов заявил, что скандал вокруг его слов был раздут специально, и за этим якобы стоит… конфликт интересов. Ага, вот прямо за этим уличным фонарем в селе конфликт и стоит.
«Интересы связаны с землей, — сказал Дубов. — У меня не вызывает сомнения, кому это выгодно. Я приблизительно представляю себе бюджет этой кампании». Правда имена тех, кто заказал эту кампанию против честного и культурного чиновника, обзывающего жителей села «пьяными уродами» и «гопотой», Дубов не рассказал. Оказывается, ему еще надо собрать доказательства.
Собственно, поведение Дубова мало чем отличается по существу от того, как чиновник куда большего масштаба и опыта, экс-губернатор Кемеровской области Аман Тулеев реагировал на гибель 60 человек в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня». Поначалу он и не думал извиняться перед родственниками жертв (хотя в этом случае вина властей была очевидна, с любой точки зрения) и не стал выходить к людям. Зато начал говорить о каком-то «десанте оппозиционеров из Москвы», который якобы прилетел в Кузбасс мутить воду.
Такое отношение чиновников к обычным людям неудивительно. Оно проистекает из желания властей любого уровня снять с себя всякую ответственность за любые проблемы. А также неписаными политическими правилами российской жизни, когда даже избранные руководители территорий (не говоря уже о назначенных) прекрасно понимают, что их карьера зависит исключительно от расположения вышестоящего начальства. А вовсе не от этих «обычных людей», которые интересуют власть только в момент выборов как «электорат».
Все остальное время, между выборами - это «уроды» или «разогретая алкоголем гопота».
Любые нормальные отношения между властью и народом начинаются с элементарной человечности, которую чиновники должны проявлять в повседневной жизни. Особенно в момент трагедий и в конфликтных ситуациях. Потому что любые чиновники - такие же смертные, как и те, кем они «управляют».