Минтруд подготовил проект плана по смягчению последствий повышения пенсионного возраста. Одно из самых смелых предложений ведомства — проработать вопрос об усилении ответственности за увольнение людей предпенсионного возраста, вплоть до уголовной. Менее радикальная и более исполнимая идея — обязать работодателя информировать службы занятости при увольнении человека предпенсионного возраста по инициативе работодателя или по соглашению сторон. Кроме того, предлагается создать горячую линию по вопросам нарушения прав таких сотрудников и повысить размер пособия по безработице для граждан, которые скоро приблизятся к возрасту выхода на пенсию.
Попытки «силового» регулирования рынка труда предпринимались в России и даже в СССР и раньше. В частности, еще в позднесоветские времена работодателей пытались обязать брать по квоте людей с ограниченными возможностями. Идея провалилась. Если крупные госкомпании или бюджетные учреждения трудовая инспекция еще может теоретически проверить на соблюдение такой квоты, то частные фирмы — не может ни проверить, ни обязать. В рыночной экономике (а она в России пока такая, неприкосновенность частной собственности гарантирована Конституцией, а частный бизнес может существовать на абсолютно легальной основе) государство в принципе не должно диктовать частным компаниям принципы подбора персонала. Пока единственная категория работников, права которых защищены законом относительно надежно, — женщины, находящиеся в декретном отпуске. Но их намного меньше, чем людей «предпенсионного возраста». И никто не запрещает уволить женщину сразу после выхода из декрета.
Кстати, тут сразу возникает вопрос, что такое «работник предпенсионного возраста». Когда, собственно, начинается этот возраст?
Предположим, можно взять за основу нынешний пенсионный — 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Но проблемы с работой начинаются у людей гораздо раньше, уже после 45 и даже после 40. Опять же, пенсионный возраст планируется повышать постепенно. Означает ли это, что так же постепенно (и симметрично) будет повышаться предпенсионный возраст, за увольнение работников в котором работодатель может получить уголовный срок?
Но есть еще более сложная и вряд ли эффективно регулируемая любым законом проблема. Как доказать, что работника увольняют именно из-за возраста? Есть масса способов избавиться от работника — от двух выговоров с занесением до внутренней реорганизации компании. Если ввести уголовную ответственность работодателя за увольнение работников в определенном возрасте, работодатели массово начнут увольнять или не брать на работу людей в возрасте чуть младше этого закрепленного законом «предпенсионного». И никто не докажет, что работодатели увольняют таких сотрудников «специально». Опять же, если работники определенного возраста окажутся практически неприкасаемыми (вряд ли работодателю захочется сесть в тюрьму просто по факту увольнения человека), как с этих людей можно будет требовать качественного исполнения обязанностей? Их же все равно нельзя уволить.
И как наличие таких «неприкасаемых» скажется на атмосфере в коллективе?
Логика Минтруда понятна: ведомству надо отчитаться перед вышестоящим начальством о мерах по защите работников предпенсионного возраста. Законопроект, даже если он не будет принят в таком виде, легко можно выдать в любых отчетах за попытку такой заботы и защиты. Но если создание разветвленной по регионам и профессиям системы переобучения людей пожилого возраста точно жизненно необходимо, то вводить уголовную ответственность работодателей за увольнение людей в определенном возрасте вряд ли разумно. Вообще попытки искусственно держать на работе пожилых людей (если они работают хорошо, разумеется, любой работодатель будет только рад), могут привести к росту безработицы среди только выходящих на рынок труда молодых работников. И что, тогда будем вводить уголовную ответственность еще и за увольнение начинающих?
Рынок труда — слишком сложная система психологических, экономических, социальных отношений между людьми, чтобы ее можно было регулировать методами простого уголовного права. Но в любом случае государству придется заняться в том числе и юридической настройкой рынка труда — только делать это нужно тонко и с учетом всей сложности проблемы. Главная задача — обеспечить равные права и возможности на рынке труда людям пожилого возраста. Равные, но не исключительные.