Сорвав саммит «большой семерки» в Квебеке в начале июня (в том числе заявлением о том, почему Крым стал российским — позднее, правда Госдеп официально заявил, что администрация США не считает Крым частью России) и отказавшись подписывать итоговый документ, Дональд Трамп продолжил зажигать на саммите НАТО в Брюсселе. Он обвинил страны НАТО в нежелании тратить деньги на оборону и в том, что они возлагают миссию своей защиты исключительно на США. И потребовал от партнеров немедленно увеличить расходы на оборону до 4% от ВВП (раньше он говорил о 2% от ВВП и о том, что только 5 из 29 стран НАТО выполняют эти обязательства). К слову, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), одного из самых авторитетных исследовательских центров в области оборонной политики, больше 4% на военные нужды в 2017 году тратили только два государства — Саудовская Аравия и Россия.
Трамп обращался к участникам саммита «вы», а не «мы», как бы отделяя Америку от остальных государств-членов альянса. Отдельно «досталось на орехи» Ангеле Меркель. Трамп заявил, что Германия контролируется Россией, потому что строит газопроводы, приносящие в российскую казну миллиарды долларов (речь шла о поддержанном Германией газопроводе «Северный поток — 2», компаниям-участницам которого администрация США грозит санкциями). И уже 12 июля снова потребовал «объяснить» ситуацию с трубопроводом. Хотя буквально в конце июня представитель министерства экономики Германии заявил, что «мы добились гарантий, что санкции пока не затронут газопроводный проект».
Речь Трампа на саммите НАТО произвела большое впечатление, которое наиболее афористично выразил бывший посол США в России Майкл Макфол, работавший в бытность Барака Обамы президентом. Макфол написал в твиттере, что Трамп за полтора года своего президентства принес НАТО больше вреда, чем СССР и Россия за 70 лет.
Трампу кажется, что Америку обижают не только в области международной безопасности, заставляя ее «охранять за свой счет» другие государства, но и в международной торговле. Главные обидчики — ЕС, Канада и особенно Китай.
Со всеми этими государствами Трамп развязал торговую войну, введя в одностороннем порядке пошлины на их товары вопреки нормам Всемирной торговой организации, членами которой являются и США, и его новые «враги».
11 июля американский президент распорядился начать процедуру введения дополнительных пошлин на китайские товары общей стоимостью $200 млрд. Всего Трамп грозится ввести пошлин на $500 млрд. В министерстве коммерции Китая заявили, что шокированы действиями Вашингтона и подают жалобу в ВТО.
На наших глазах практически один человек, пусть и занимающий пост главы ведущей экономической и военной мировой державы, формирует какую-то совершенно новую фантасмагорическую реальность и пытается быстро демонтировать существующую.
В этой новой реальности НАТО придется думать, как защищаться от США, а не от России. А главный рынок планеты и апологет свободной торговли и открытой экономики вдруг начинает ограждать себя старомодными протекционистскими заборами.
При этом Трамп готов нарушать практически любые договоренности и политические табу, не особо заботясь о последствиях. Он в одностороннем порядке вышел из ядерной сделки с Ираном. Он перенес посольство США в Израиле в Иерусалим. Он встретился с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, что для других американских президентов было абсолютно неприемлемо.
Хотя в любых словах и действиях Трампа при желании можно найти определенную правду (логику — гораздо реже), он остается абсолютно непредсказуемым даже для своей администрации. Никто не понимает, будет ли Трамп все-таки пытаться поладить с Россией или начнет после встречи с Владимиром Путиным в Хельсинки новый виток конфронтации. Владимир Путин, по словам Трампа, — не друг и не враг, а соперник, с которым можно подружиться... В начале года многие аналитики уверенно говорили, что Трамп может нанести военный удар по Северной Корее, обсуждая сценарии локального ядерного апокалипсиса. Сейчас раздается все больше голосов в пользу того, что Трамп может начать «горячую» войну с Ираном. Если это случится, все, что происходило в последние годы в Сирии, включая запрещенную в России ИГ (организация запрещена в России), покажется детским лепетом. Впрочем, никто не может сказать, что точно знает позицию Трампа по любому из вопросов политики или экономики. И что эта позиция не изменится на прямо противоположную в любой момент.
Шутки про твиттер Трампа, управляющий мировой экономикой и политикой, на самом деле могут оказаться совсем несмешными.
В этой новой ситуации непросто будет не только ЕС или Китаю, но и России. С одной стороны, Трамп может «ляпнуть», что Крым не случайно стал российским, или заявить, что Россию нужно вернуть в «большую семерку». С другой, он активно блокирует экономические проекты Европы с Россией, откровенно выкручивая руки участникам «Северного потока — 2», в его правление на новый виток вышла санкционная и дипломатическая война с нашей страной. Заявленная Трампом цель — «снова сделать Америку великой» — слишком абстрактна. Особенно с учетом крайне невнятных представлений американского президента о любых политических правилах и о сложности политических процессов в мире. Разговоры о том, что Трамп бизнесмен и мыслит сделками и что это якобы хорошо, пока не слишком находят подтверждение в реальной политической практике. По крайней мере,
за полтора года своего правления Трамп пока не заключил ни одной «политической сделки». А по части резкости шагов — порой совершенно разнонаправленных — он точно стал одним из самых непредсказуемых политиков мира.
России, учитывая наше явное недовольство прежним мировым порядком и амбиции по части установления нового, такая разрушительная политика Трампа вроде бы на руку. Но беда в том, что вызывает большие сомнения надежность и договороспособность американского президента. С ним вместе легко создать мировой хаос. Но можно ли построить какой-нибудь другой, более разумный, справедливый и эффективный миропорядок? Надеяться на то, что Россию из-за Трампа перестанут воспринимать как «мировое зло», тоже не приходится. Скорее, некоторые страны западного мира могут начать считать Россию и Америку равновеликими угрозами. А вот то, что такая политика Трампа может заставить НАТО и особенно страны ЕС пытаться обрести собственную политическую субъектность, независимую от Америки, — весьма вероятно. Потому что хотя в 2021 году Трампа могут не переизбрать на второй срок, до этого 2021 года миру еще надо как-то дожить. Причем, желательно, без новой мировой войны.