Немецкому канцлеру Отто фон Бисмарку принадлежит цитата о том, что политика — это искусство возможного. На мой взгляд, это изречение лучше всего отражает политическую природу международных отношений, которые вошли в зону геополитической турбулентности. Мир быстро меняется, но определенные мирополитические элементы остаются неизменными в пространстве и времени. Система правил и подходов по-прежнему устанавливается великими державами, обладающими существенными военно-политическими, экономическими и дипломатическими ресурсами. Геополитическое самочувствие малых стран и народов во многом зависит от положительной динамики взаимодействия между основными глобальными центрами и наиболее ресурсообеспеченными региональными державами.
Прагматично оценивая реалии международной конъюнктуры, глава нового правительства страны официально объявил, что не будет менять внешнеполитический курс Республики Армения. Премьер-министр Никол Пашинян многократно отмечал, что в ближайшем будущем кардинальные перемены на внешнем фронте не предусмотрены, а политический диалог с Москвой выйдет на принципиально новый качественный и прагматичный уровень. Сомневаться в искренности этой позиции не приходится, ведь бархатная революция изначально имела исключительно внутренний характер.
Безусловно, внутренняя политика лежит в фундаменте государственного функционирования, и ее потребности формируют национальные интересы. Мы должны согласиться с тем, что внешняя политика — это не отдельная сфера деятельности, но важный инструмент защиты внутренних потребностей. С точки зрения глобальных интересов новое руководство армянского государства придерживается не только линии сохранения стратегических отношений с Россией, но и придания этим связям новых политических, экономических, социальных и культурных импульсов. В фундаменте армяно-российских отношений лежат долгосрочные устремления на основе близких друг к другу подходов мировосприятия. Я убежден, что взаимоотношения между обеими сторонами имеют огромный потенциал, который мы обязаны раскрыть во благо наших стран и наций.
Будучи реалистами, мы должны выстраивать политический диалог на основе признания совместных интересов.
Сложно найти в мире стратегические союзы без проблем, ошибок и недопонимания. Наши отношения отнюдь не исключение.
Армянское общество крайне болезненно воспринимает тот факт, что партнеры и союзники Армении по ОДКБ и ЕАЭС не выработали единой стратегической позиции по наиболее чувствительным вопросам. Ведь логика союза подразумевает наличие политической последовательности, чего так не хватает. Недопустимо, чтобы мы и наши партнеры по блоку игнорировали территориальные претензии со стороны других государств, ведь подобная риторика также может восприниматься как акт агрессии. Однако я верю, что в политике прагматизм и моральность должны быть взаимозависимы и взаимодополняемы. Разве стратегический союз не означает наличие добавленной политической стоимости в виде взаимного признания особых статусов друг для друга? Безусловно, наши отношения должны иметь моральное начало, особенно в политической плоскости.
Мы должны признать, что народы не мыслят холодными расчетливыми категориями. Они апеллируют к моральности и справедливости. Армянская нация видит в данной ситуации только одну картину — союзники дают нашему неприятелю инструмент, который используется исключительно в агрессивных целях. Конечно, мы должны обсудить этот вопрос на самом высоком уровне и найти решения, исходящие из обоюдных интересов наших стран. Концепция этих решений достаточно проста: суверенная и процветающая Армения означает сильную Россию и наоборот. Сложно оспорить тот факт, что голос успешного и независимого союзника в рамках различных организаций имеет большую политическую ценность. Этот тезис справедлив для обеих сторон, так как наша нация заинтересована в развитии России, являющейся локомотивом ОДКБ и ЕАЭС.
При этом Армения, находясь в блокаде, обречена на диверсифицированную внешнюю политику. Главный ресурс нашей страны — это человек и его возможности. Исторически сложилось так, что подавляющее большинство армян находится за пределами исторической Армении, тем самым образуя многомиллионную диаспору.
Мы приложим все усилия, чтобы остановить эмиграцию, которая год за годом принимает все большие масштабы. Однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе мы обязаны концептуально работать со своей диаспорой, значительная часть которой находится в странах Ближнего Востока, Европы, в России и США.
Мы прекрасно осознаем, что наши соотечественники являются преданными гражданами тех стран, которые стали им вторым домом. Как представители государства, мы обязаны выстраивать позитивный диалог с нашими партнерами по всему миру, и наши общины играют в этом процессе роль соединяющего моста. Правительство, которое желает строить сильное государство, должно вокруг себя мобилизовать армянскую диаспору, тем самым получая один из самых действенных и мощных инструментов в современной политике — мягкую силу.
Многовекторная политика, конечно, является велением и духом времени. Это вовсе не означает, что она имеет приставку «анти». Пройдя сквозь тысячелетние испытания и препятствия, Армения и армянский народ не могут позволить себе быть антироссийскими, антиевропейскими, антииранскими или антиамериканскими. Мы всегда были сторонниками формулы «и-и», что было практически реализовано, когда Армения, будучи членом ЕАЭС, подписала политическое соглашение с ЕС. В рамках этой направленности у армяно-российских отношений большое будущее, так как мы более других заинтересованы в обеспечении мира и стабильности в регионе, где геополитическую роль России сложно переоценить.
Автор — секретарь Совета Безопасности Республики Армения.