Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

12 апреля: праздник, который мы потеряли

Никита Исаев о том, почему России приходится гордиться прошлыми космическими достижениями

Большинство российских граждан относится ко Дню космонавтики с теплотой и гордостью. Славное прошлое космической отрасли вместе с памятью о самом, пожалуй, безоговорочном и безусловном образе народного героя, Юрия Гагарина, позволяет нам и сегодня считать космонавтику национальным достоянием. Вот только с чем поздравлять страну 12 апреля? С былыми заслугами великих персон прошлого века? Ибо представители космической отрасли дня сегодняшнего, к сожалению, не то, что гордости, но и надежды зачастую не вызывают. Нет к ним доверия.

Раньше космонавтика отличалась прорывными проектами и разработками, решительностью и ударными темпами их реализации и внедрения новых технологий. Сейчас изменилось многое. Увы, не в лучшую сторону.

В марте этого года Роскосмос объявил, что заказал РКК «Энергия» (разработчик ракет Р-7– основы летающих сейчас ракет «Союз», выводившей «Буран» «Энергии», а также других ракет и космических аппаратов) разработку эскизного проекта сверхтяжёлой ракеты.

Порыв, заслуживающий аплодисментов: ведь никаких аналогов такой ракеты в России сейчас нет.

Но дело в том, что эскизный проект – это лишь начальная стадия проектирования, и готов он должен быть к 31 октября 2019 года. Затраты Роскосмоса здесь — 1,6 млрд рублей. В общем, долго и дорого. Но длительность и дороговизна – еще полбеды. Куда интереснее то, что к созданию ракеты наша госкорпорация планирует привлечь Китай. Интересный поворот. Означает он, что в итоге получившаяся ракета может оказаться не совсем нашей, или даже совсем не нашей...

А ведь ещё совсем недавно все было с точностью да наоборот: успехи Китая в космосе основывались на советских наработках.

С этим можно было бы смириться, если бы низкие темпы развития космонавтики были общим трендом в мировой практики. Допустим, интерес к космосу у людей угас, а технологии утеряны. Но вернемся в реальность: Илон Маск в феврале запустил Falcon Heavy, разработка которого (вся разработка, а не только эскизного проекта) обошлась, по его словам, в $500 млн, это 28,9 млрд рублей по текущему курсу. К этой сумме можно добавить ещё стоимость разработки Falcon 9, на основе которой собрана сверхтяжёлая ракета. Это ещё $390 млн, или 22,5 млрд рублей по нынешнему курсу. Итого получается порядка 51,5 млрд рублей, растянутых на годы.

«Энергия» же обещает создать свой «сверхтяж» за 700 млрд рублей, и это ещё без учёта стоимости разработки более лёгких версий, которые должны лечь в основу новой ракеты. То есть наша разработка более чем в тридцать (!) раз дороже американской. И нет никаких гарантий того, что она станет сверхдешёвой и сверхнадёжной при эксплуатации.

Корни сегодняшнего общего космического казуса в нашей стране в том, что не получилось гармоничной адаптации достижений ракетостроения и космонавтики прошлой эпохи величия СССР в космосе под современные требования. У нас так исторически сложилось, что с самого зарождения «большого» ракетостроения всё держалось на нескольких крупных Конструкторских бюро и НИИ, которые были ответственны буквально за всё. В таких условиях конкуренция среди ракетостроителей и производителей космических аппаратов поддерживалось искусственно на самом высоком уровне. Руководство Советского союза только приветствовало появление конкурентов ОКБ-1 Королёва (сейчас это РКК «Энергия») в виде создания отдельного КБ Янгеля в Днепропетровске (ныне украинский «Южмаш») и КБ Челомея в Реутове (ныне «НПО машиностроения», которая в свое время дала старт разработкам тяжёлой ракеты Протон на входившем в его состав НПО КБ Хруничева).

Такая схема тянула за собой дополнительные финансовые издержки, но поддерживала высокий уровень технической инициативы. К тому же холодная война и гонка с США подгоняли конструкторов работать с максимальной отдачей.

Однако после распада СССР и образования Российского космического агентства (сегодня — это госкорпорация «Роскосмос») вместо конкуренции мы получили такой междусобойчик, при котором все основные предприятия космической отрасли входят в состав «Роскосмоса», с бюджетным финансированием. Эффективность такой формы управления оставляет желать лучшего: в 2017 году «Роскосмос» оказался худшим исполнителем бюджета среди российских ведомств. По плану госкорпорация должна была пополнить бюджет на 52 млрд рублей, а вышло только 9,5 млрд рублей.

Совсем иначе устроена работа космической отрасли в США: там с самого начала система была построена по-другому. Изначально NASA выступала в роли заказчика и контролёра, а исполнителями были различные независимые компании, конкурирующие друг с другом. Да, во время «холодной войны» эта независимость и конкуренция были весьма условны, но сам принцип «NASA – заказчик, а остальные – исполнители» дал хорошие плоды.

Ради этого в 1984 и 1990 годах были приняты законы, которые позволили осуществлять запуски коммерческим компаниям, более того, NASA предписывалось приобретать у них услуги по запуску. А для разработки и производства космических аппаратов, ракет-носителей, в отличие от ситуации в России, специальная лицензия не требуется.

В итоге в США появились действительно независимые частные компании, которые обладают необходимыми компетенциями для разработки и производства ракет с космическими аппаратами. И одним Space X дело не ограничивается. Как минимум ещё можно вспомнить Blue Origin Джефа Безоса, которая планомерно работает над ракетой-носителем New Glenn с двигателями собственной разработки. Испытания двигателей идут, первый запуск намечен уже на 2020 год, а у компании уже есть заказчики. Это все без указа сверху начать работу, и без выделения бюджетных миллиардов! Только собственные инвестиции (софинансирование NASA разработки Falcon 9 фактически было предоплатой пусков по заказу агентства) и частная инициатива.

В то время как NASA стремится создать как можно больше конкурирующих подрядчиков, «Роскосмос» держит курс на изоляцию от внешнего мира. Такой подход «окукливания» космонавтики и вытягивания бюджетных средств, привёл к тому, что за последние десять лет у нас появился только один по-настоящему знаковый и успешный проект – уникальный орбитальный радиотелескоп «Спектр-Р». Негусто для космической державы.

В то время как американские марсоходы ставят новые рекорды на красной планете, российская марсианская программа была провалена, лунные наполеоновские проекты столь масштабны, что в их реализацию по графику без задержек никто не верит, причём весьма неопределёнными: проект собственной базы на поверхности Луны сменяется участием в совместном с США проектом окололунной базы Deep Space Gateway, потом анонсируется соглашение «Роскосмоса» с Китайской национальной космической администрацией по сотрудничеству в исследованиях Луны...

Одни планы сменяют другими, а результатов по факту – ноль.

После перестройки были отложены в долгий ящик множество очень интересных и перспективных проектов: двигатели на метане, многоразовые космические корабли, орбитальный буксир...

Последний особенно интересен тем, что позволяет создать абсолютно новую рыночную нишу, в которой пока нет конкурентов. Но вместо этого теперь перекраиваются все планы только ради того, чтобы «было, как у Маска». Иначе как объяснить внезапное (и без обоснования экономической целесообразности) решение сделать ракету-носитель «Ангару» многоразовой вопреки ФКП, из которой исключили работы по многоразовости,

«Роскосмос» словно самоконсервируется, взяв на себя функции и заказчика, и исполнителя. Такой подход далёк от эффективных рыночных отношений. В той же Америке благодаря рынку сейчас есть большой выбор подрядчиков. Например, разработкой силового модуля для окололунной станции Deep Space Gateway занимаются пять компаний: Boeing, Orbital ATK, Sierra Nevada, Space Systems Loral, Lockheed Martin. Сумма контрактов составляет $2,4 млн и это при том, что будет выбран только один проект. В скором времени грузы на МКС будут доставлять три компании: Space X,Orbital ATK и Sierra Nevada (чей космический корабль Dream Chaser очень похож на отечественные разработки БОР-4 и «Клипер»).

В России такого выбора нет. Назначили ответственное предприятие – и оно исполняет заказ. О качестве и цене можно не беспокоиться: других вариантов-то и нет.

Частной компании со стороны пробиться на космический рынок практически невозможно. Для начала существует ряд бюрократических преград. В нашей стране требуется лицензия буквально на любую деятельность в космической отрасли, причем не только для генподрядчика, а для всех, кто поставляет ему детали. С одной стороны, это забота о безопасности (сколько всего в последнее время делается именно под этим лозунгом!), но с другой стороны получение лицензии — долгая и дорогостоящая процедура. Ещё предварительно нужно получить допуск к перечню требований для лицензирования, который считается государственной тайной. А это тянет за собой необходимость лицензии ФСБ на доступ к секретным данным.

Положение усугубляется нежеланием Роскосмоса проявить инициативу и помочь частникам хотя бы с площадкой для проведения испытаний. Плюс постоянные судебные тяжбы: например, Роскосмос подал иск на частную компанию «Даурия Аэроспейс» за срыв сроков поставки спутника, хотя вина компании не очевидна: ракета-носитель от Роскосмоса тоже задерживалась.

Теперь еще прибавился иск на 290 млн рублей за спутники МКА-Н от «Даурии», которые летают мертвым грузом и не выходят на связь. Этот иск может просто поставить крест на частной компании. А ведь, казалось бы, страхование дорогостоящего космического оборудования – нормальная мировая практика...

К сожалению, сегодня мы действительно можем гордиться лишь прошлыми заслугами. Все коммерческие заказы ушли к американским частникам (в прошлом году Россия совершила только два коммерческих пуска), российский сектор МКС не расширяется – запуск модуля «Наука», строящегося с 90-х годов, недавно вновь перенесли.

Однако День Космонавтики – это повод задуматься о причинах неудач, понять свои ошибки и обратить внимание на лучшие мировые практики, проверенные временем.

Один из самых эффективных способов исправления ситуации – это срочное переформатирование принципов работы Роскосмоса. У корпорации должны остаться только функции заказчика услуг. Предприятия же ракетно-космической отрасли нужно вывести на свободный рынок, который будет их стимулировать к самостоятельному развитию и проявлению инициативы. Причем корифеи космонавтики должны находиться в равных условиях с частниками-новичками. По крайней мере, иметь равный доступ к информации о стандартах без абсурдных бюрократических процедур и отнимающих массу времени и сил лицензий.

И вот тогда у нас будет шанс вернуть свое место под солнцем. Хотя бы появится шанс навязать серьезную конкуренцию в сфере строительства спутников и в сверхлегком классе ракет, который сейчас освоен динамично развивающимися частными компаниями, Одними запусками ракет сыт не будешь – это только 2% от всего рынка космических услуг.

В противном случае, наше будущее – это запуски «Союзов», ведущих свою родословную от ракеты Р-7 1957 года, с устаревшими военными и роскосмовскими спутниками на борту.

Автор — директор института актуальной экономики.

Новости и материалы
Военный суд рассмотрит жалобы на приговор Беркович и Петрийчук
Синоптик назвала день прихода климатической зимы в Россию
Экс-невеста Егора Крида раскрыла, на сколько поправилась в период беременности
Осужденному за насилие экс-профессору университета МВД добавили срок
Китаянка оказалась на грани развода с мужем после рождения темнокожего ребенка
Россиянин избил двоих детей, которые задирали его сына
Кулеба заявил, что конфликт с Россией невозможно было предотвратить
Президент Ирландии подписал указ о проведении досрочных выборов
Мужчина, искавший свою семью 34 года, порвал с ней отношения из-за денег
Зарубившего мать школьника арестовали
Международные резервы России снизились за месяц
Губернатор сообщил, что ВСУ ударили по энергетической инфраструктуре в Запорожье
Омбудсмены России и Украины встретились в Белоруссии
Украинец получил 11 лет тюрьмы за трансляцию российских телеканалов
Еврокомиссия призвала своих сотрудников остерегаться шпионов
На нескольких улицах Белгорода пропал свет
Российская теннисистка раскритиковала WTA за новое правило отбора на Итоговый турнир
Стало известно, когда на российском рынке появится Changan CS75 Plus третьего поколения
Все новости