На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Скинуться на Сирию: кто заплатит за новую жизнь

Йост Хильтерманн о том, на какие уступки надо пойти для восстановления Сирии

Утверждение, что все конфликты когда-нибудь заканчиваются, стало трюизмом. Но не все заканчиваются быстро и кардинально. Говорить об окончании гражданской войны в Сирии еще слишком рано, однако в последний год стало ясно, что конфликт, благодаря военным усилиям России, Ирана и «Хезболлы», подходит к концу и преимущественно на условиях режима Асада.

Время и обстоятельства завершения конфликта в Сирии будут обусловлены либо решающей победой, либо началом переговоров о мире и последующем политическом урегулировании. Насколько прочным будет достигнутый мир, зависит от ряда факторов, в частности масштабов работ по послевоенному восстановлению страны. В связи с этим возникает вопрос о том, кто и на каких условиях должен этим заниматься?

На войне все трофеи достаются победителю, как и обязанность по поддержанию мира.

Иначе конфликт может возобновиться, что повлечет за собой новые жертвы и затраты. Есть ли у России и Ирана возможность и желание возложить на свои плечи такую ношу?

Масштаб разрушений в Сирии огромен; потребуются годы относительно затишья и огромные средства, чтобы создать базовые условия для восстановления жизнедеятельности в наиболее пострадавших районах. Россия и Иран продемонстрировали свое военное мастерство, но смогут ли они закрепить победу на длительный срок, обеспечив приток необходимых финансовых ресурсов?

Это весьма сомнительно, но и оставить все как есть в постконфликтной ситуации они тоже не могут. Иными словами, желание есть, но нет возможности.

Рассматривается вариант решить проблему за счет западных государств и институтов, предложив им взять на себя главную финансовую ответственность за восстановление Сирии. Однако Запад устами ЕС дал ясно понять, что будут «готовы оказать помощь в восстановлении Сирии лишь после того, как по договоренности между сирийскими сторонами конфликта начнутся всесторонние, подлинные и всеобъемлющие политические преобразования на основе резолюции 2254 СБ ООН и Женевского коммюнике».

В этом отношении готовность России и Ирана к соответствующим действиям также следует поставить под вопрос.

Проявят ли они готовность поступиться военными победами и принести в жертву свой главный политический дивиденд – обеспечение выживания нынешнего режима, позволив осуществиться мерам, предусмотренным в резолюции 2254, в полном соответствии с ее буквой и духом и тем самым согласиться с возможным отстранением Асада от власти?

Ответить на этот вопрос могут только они сами, но, скорее всего, у них нет на этот счет единого мнения. Очевидно, что Россия желает сохранить государственный аппарат, но она может (хотя это маловероятно) согласиться и на то, чтобы сохранить государственность без Асада на завершающей стадии политического урегулирования.

Впрочем, судя по тому, какого рода модель государственного устройства внедрялась Россией в других случаях, она скорее предпочтет наличие в Сирии ряда конкурирующих центров власти под общим руководством семьи Асада, своего верного союзника.

Европейцы и американцы изложили свои условия, но у них может не оказаться рычагов воздействия для их осуществления. Ведь отказ финансировать восстановление страны может спровоцировать продолжение военных действий, что чревато новыми волнами беженцев, которые, как выясняется, вызывают политические осложнения в Европе.

Поэтому западные государства заинтересованы в окончании войны и установлении прочного мира посредством восстановления экономики страны. Они пытались доказать, что устойчивый мир в Сирии при правлении Асада невозможен и что условия, изложенные в резолюции 2254, вполне разумны. Однако Россия и Иран вряд ли примут их доводы. Они полагают, что сохранение режима у власти обеспечит «более или менее» прочный мир независимо от того, в каких масштабах будет осуществляться послевоенное восстановление.

Более того, якобы монолитная позиция ЕС вдруг пошла трещинами: руководство отдельных стран стало намекать, что могло бы поддержать вариант восстановления без соблюдения условий ЕС.

Впрочем, даже в случае достижения общего согласия касательно принципа передачи власти в Сирии, его применение на практике встретится с колоссальными проблемами, которые мы еще обсудим на Ближневосточной конференции «Валдая».

Дьявол, конечно, прячется в деталях, но имеются и такие очевидные препятствия, как процветающая «экономика военного времени», обогатившая небольшую группу предпринимателей (если их так можно назвать) вокруг режима и внутри него. Они должны быть уверены, что приток направляемых на восстановление средств (если к ним подпустят) сулит им больше выгоды, чем продолжение войны.

Однако идея подкупа военных спекулянтов, нажившихся на крови и страданиях сирийского народа, может не понравиться западной общественности, которую попросят оплатить расходы по восстановлению.

России и Ирану пока что рано объявлять о победе в Сирии. Война может продлиться и породить побочные конфликты: в Идлибе между режимом и джихадистами, на границе с Ираком между США и Ираном, на Голанских высотах между Израилем и «Хезболлой», а также из-за фактически автономного курдского района на севере. Однако в условиях, когда окончание войны стало возможным, совсем не рано начать обсуждение стратегии, которая позволит стать победителями не только в войне, но и в мире.

Если они выберут путь, который Москва предложила ЕС, а именно чтобы западные государства и учреждения взяли на себя финансирование восстановления Сирии, то Иран и Россия должны будут предоставить гарантии, на которые рассчитывают западные партнеры. Последним же, в свою очередь, придется решить, будут ли означенные инвестиции соответствовать их фундаментальным интересам, а именно появлению приемлемой для них послевоенной Сирии.

Отказ от обсуждения, по умолчанию, приведет к вполне ожидаемым результатам – конфликтам и нестабильности на местах, потокам беженцев и внутренне перемещенных лиц, не имеющих возможности вернуться в места постоянного проживания, а также вооруженному присутствию России, Ирана и «Хезболлы», которое мало что решает и едва ли будет популярно у народов соответствующих стран.

Это не лучший путь «завершения» конфликта.

Автор — Директор программы по Ближнему Востоку и Северной Африке, Международная кризисная группа, эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай».

Новости и материалы
В Брянской области при атаке украинского беспилотника была ранена мирная жительница
В России придумали, как экономить на дорогой сперме племенных быков
Россияне составили список худших подарков на Новый год
Зарплаты перестали расти из-за дефицита кадров, показало исследование
Россиянам посоветовали не работать на одном месте много лет
В ГД предложили замораживать выплаты по ипотеке для срочников с ребенком
Выяснилась личность мужчины, подорвавшего двух сотрудников ДПС в Москве
Раскрыты последствия потери Северска для Украины
Роспотребнадзор поддержал маркировку «18+» на конфетах с алкоголем
Стало известно, сколько доллар будет стоить перед Новым годом
Стало известно, сколько россияне потратят на новогодние подарки
Россиянам заранее напомнили, как восстановить здоровье после праздников
Врач рассказал, сколько шампанского можно выпить в Новый год при диабете
Как зимой ухаживать за кожей после 50 лет, рассказал врач
Ужесточение миграционной политики США не сказалось на числе выигравших грин-карту
У Трампа в канун Рождества заметили синяки
S7 получила новый штраф за нарушение прав пассажиров
Bloomberg сообщил о возобновлении закупок российской нефти индийской Reliance
Все новости