Формально новый список возможных кандидатов на персональные американские санкции, в который вошло практически все высшее руководство России и бизнес-истеблишмент, вполне может быть истолкован именно как попытка покушения на суверенитет страны. Ведь под угрозой санкций (причем не только американских, экономическое влияние США велико и может привести к проблемам у фигурантов списка и в других странах) оказывается практически вся российская государственная элита.
В такой ситуации закон о защите суверенитета может быть подан в качестве некоей ответной меры.
Других ответных мер Россия пока предложить не может – это не ответный арест дипломатической собственности, высылка дипломатов или объявление иностранными агентами иностранных СМИ.
В данном случае у нас просто нет «субъектов ответа». Вряд ли Билла Гейтса, Илона Маска, Уоррена Баффета или (если говорить об американских чиновниках) Рекса Тиллерсона имеет смысл включать в аналогичный российский список.
В самом подобном законе и юридическом определении понятия «вмешательство во внутреннюю политику» ничего заведомо плохого или хорошего, правильного или неправильного нет. Такие законы уже есть в некоторых государствах. В самих США полным ходом идет расследование «вмешательства России» во внутреннюю политику на президентских выборах и причастности к победе Трампа.
Вопрос в другом — есть ли в таком законе практический смысл?
Вообще-то закон о суверенитете в России уже существует: им по сути являются две статьи российской Конституции – третья и четвертая. В пункте 1 статьи 3 нашей Конституции сказано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В пункте 3 той же статьи: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».
И тут начинаются проблемы: народу России как носителю суверенитета «Кремлевский доклад» Минфина США не угрожает — нашего народа этом списке нет. Более того, в нем нет также ни одного политика, который был бы выбран на свой пост народом (именно через выборы по Конституции народ выражает суверенитет) — сплошь назначенные чиновники и бизнесмены.
Но в Конституции РФ есть еще и статья 4. В ней, в частности, говорится, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию и что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Конечно, можно вспомнить, что действующие санкции против российских компаний и граждан введены за Крым.
Главная проблема в том, что в России пока так и не удалось провести широко разрекламированную пару лет назад кампанию по «национализации элит».
Ни объявленная в 2015 году амнистия капиталов (ее сейчас хотят повторить вновь), ни запрет отдельным категориям госслужащих иметь счета за границей (на недвижимость он, к слову не распространяется) не привели к тому, что чиновники и депутаты разных уровней, а также крупные бизнесмены «оборвали» все личные финансовые связи с «ненавистным Западом».
Между тем, самым радикальным ответом на любые санкции стала бы именно реальная «национализация элит». Полный и безоговорочный законодательный запрет всем российским госслужащим, депутатам всех уровней и членам их семей иметь не только счета, но также любую собственность и недвижимость за границей, в том числе на подставных лиц и трасты. А также запрет отправлять туда жить и учиться детей. Плюс аналогичный запрет для топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций.
Но в современном мире такая «национализация элит» — прямой путь к изоляции. Не говоря уже о том, что если такой запрет будет принят в отношении топ-менеджеров госкорпораций, это может подтолкнуть их к попыткам бегства из страны.
Да и за чиновников поручиться нельзя. А запретить иметь иностранные активы и недвижимость крупнейшим бизнесменам, которые в России, да и не только в России тесным образом связаны с разными представителями государственной власти, просто нереально.
Так что для реальной защиты суверенитета российская элита в любом случае должна как минимум не бояться хранить капиталы в России. А финансирование из-за границы политических партий (это и есть главный способ вмешательства во внутреннюю политику любого государства) и занимающихся политической деятельностью неправительственных организаций у нас уже и так запрещено.
В нынешней ситуации вряд ли есть какой-то практический смысл принимать отдельный закон о защите государственного суверенитета России. В современном мире суверенитет защищается прежде всего выверенной внутренней и внешней политикой и соблюдением норм международного права. Ну, и, конечно — применительно к странам с такой гигантской территорией, как Россия — сильной армией.
Но точно не специальными законами, пусть даже с самыми резкими формулировками.