В экономических новостях в последние месяцы нет более популярных и часто упоминающихся слов, чем биткоин и блокчейн. Диапазон прогнозов, связанных с этими словами — от скорой неминуемой смерти всей экономики, мировой финансовой системы и даже института государства в том виде, в котором мы привыкли их видеть, до исчезновения самих этих слов как бессмысленных и ни на что не влияющих в самое ближайшее время. Самим криптовалютам пессимисты прочат судьбу вышедших из моды компьютерных игр, а также других модных фишек мирового масштаба вроде Pokemon Go, Ждуна или спиннеров.
От «партии пессимистов» мощно выступил самый известный и богатый инвестор в мире последних 50 лет, американский миллиардер, основатель компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффет. В интервью CNBC он заявил, что криптовалюты ждет крах.
«Что касается криптовалют в целом, я могу сказать почти с уверенностью, что их ждет плохой конец», — сказал Баффет. При этом добавил: когда это случится, не знает, но сам инвестировать в криптовалюты не намерен.
«Партию оптимистов» криптовалют и блокчейна не менее мощно представил выходец из России, бизнесмен Павел Дуров. Его компания Telegram намерена создать блокчейн-платформу Telegram Open Network (TON) c собственной криптовалютой. Такая информация содержится в так называемом white paper мессенджера — документе, который описывает будущее ICO, первичное размещение криптовалюты ради получения инвестиций в проект.
Причем Дуров хочет исправить фундаментальный изъян нынешних крупнейших блокчейн-сети (например, биткоина и эфириума), которые пока не могут заменить платежную инфраструктуру крупнейших международных платежных систем Visa или Mastercard, и сделать Telegram их полноценным конкурентом. Пока транзакции с самыми популярными криптовалютами совершаются слишком медленно: у биткоина — лишь 7 в секунду, у эфириума — 15. Обычные пользователи не понимают, как работать с криптовалютами, а рынок товаров и сервисов, которые можно оплатить виртуальными деньгами, ограничен. Поэтому основной спрос на криптовалюты исходит от инвесторов, а не потребителей, признают в Telegram.
И обещает все изменить. Вообще все. Свою будущую блокчейн-платформу мессенджер сравнивает с распределенным суперкомпьютером и системой денежных переводов.
В новой, децентрализованной экономике она может конкурировать с Visa и Mastercard, гласит документ. Команда Telegram хочет создать интуитивно понятный миллионам непродвинутых пользователей инструмент для использования криптовалют. А интегрированный с приложениями Telegram кошелек TON станет самым распространенным криптокошельком в мире, заявляют в компании.
Благодаря размаху аудитории мессенджера — сейчас она составляет 150 млн человек, а к январю 2022 года, по планам Telegram, должна достичь 1 млрд, — новой криптовалютой начнут пользоваться сотни миллионов человек по всему миру. То есть по степени распространенности она станет чем-то вроде доллара.
«Появится целая новая экономика, наполненная товарами и услугами, оплатить которые можно будет с помощью криптовалюты», — уверены в Telegram. Внутри TON будут обращаться монеты под названием Gram. Они будут служить основной валютой внутренней экономики Telegram. Но, как и любая криптовалюта, они будут доступны для сторонних пользователей.
Но пока на этот грандиозный проект Telegram просит у инвесторов вполне обычные деньги. Много денег. В ходе предварительного этапа ICO Telegram намерен привлечь $500 млн на развитие сети, закупку оборудования и развитие технологий. За криптовалюты пока никто оборудование для блокчейна не продает.
Ответ на вопрос, кто же прав -— Дуров или Баффет, — можно будет получить довольно скоро. Но запросто может оказаться, что неправы окажутся оба. Пока нет никаких фундаментальных оснований считать, что криптовалюты станут полноценными деньгами в мировом масштабе, а блокчейн — возможность проводить любые платежи в любых размерах практически бесконтрольно для государств, банков, налоговых органов — полностью вытеснит обычные формы платежей.
Причем зависеть судьба криптовалют и блокчейна будет не только от технологий (в частности, блокчейн требует огромного количества электроэнергии, которой может элементарно не хватить человечеству). И не только от политических и юридических барьеров на государственном и межгосударственном уровне — государства, независимо от характера политических режимов, прекрасно понимают, какую угрозу несут им платежи, которые невозможно контролировать, и лишение казавшейся вечной монополии на эмиссию (криптовалюты может «майнить» любой, у кого есть компьютер). Главным фактором станет, как ни странно, психологический — будут ли миллионы или миллиарды людей в мире доверять криптовалютам и блокчейну, как доверяют сейчас долларам, евро или своим национальным валютам.
Доверять куску пластика, превратившемуся в пластиковые карты для безналичных платежей, человечество научилось — в принципе, эти карты как «носители денег» не сильно отличаются по сути от бус или кусочков металла, которыми расплачивались древние люди.
Поначалу очень недоверчиво люди относились к бумажным деньгам — банкнотам и купюрам. Но их долгое время поддерживал золотой стандарт, готовность официально признанных государств расплачиваться золотом, доверия к которому было у людей больше, чем к какой-то бумажке с водяными знаками. Нет более мощного допинга для любых финансовых технологий и финансовых институтов, чем доверие людей.
Но если все эти технологические, юридические и психологические факторы постепенно сложатся в сложный паззл и криптовалюты станут обычным платежным средством, свободно конвертируемым в мировом масштабе, нас ждут, возможно, самые грандиозные экономические и социальные изменения в истории человечества — деньги можно будет не зарабатывать, а «добывать» из компьютера. Причем человеческую природу никакие технологические новации пока принципиально не изменили. Пока мы все так же сражаемся за место под солнцем, болеем и умираем, любые гаджеты или технологии просто делают нашу повседневную жизнь удобнее — не более того. К тому же судьбу любых финансовых технологий в современном мире нельзя рассматривать в отрыве от достижений биологии, медицины и… дипломатии. Уничтожить друг друга разными видами оружия человечество может в любой момент — варварства на планете точно не становится сильно меньше.
В любом случае будет очень интересно посмотреть, кто окажется ближе к истине в заочном споре о судьбе криптовалют и блокчейна — 87-летний патриарх классического инвестиционного рынка Уоррен Баффет или 33-летний визионер интернет-эры Павел Дуров.