«Я умею громко говорить», — так обозначила свою позицию потенциальный кандидат в президенты России. На своей первой пресс-конференции с целью пояснить публике, зачем она идет на выборы, Ксения Собчак иногда подглядывала в шпаргалку, но говорила уверенно. Видна была подготовка серьезного уровня.
Свою задачу на выборах она обозначила так: выборы — это шоу плохого качества, и она хочет «перевернуть это шоу». Задача амбициозная. Фокус в том, что результат кампании — и это хорошо понимает и сама кандидат — давно уже известен. Выборы президента в 2018 году не носят соревновательного характера, на них победит кандидат от власти, которым с почти стопроцентной вероятностью будет Владимир Путин.
Но это шоу с переворотом не мешает, ведь она кандидат не против Путина, а «против всех». И на вопросы в духе, понимает ли она, что ее кандидатура вызывает недоумение и смех, Собчак парировала с вызовом: «Моя кандидатура — это смешно, а вот дядечки в пиджаках, которые за 18 лет ничего не добились, — это почему-то серьезные политики. Наша Госдума гораздо смешнее, чем «Дом-2». Поверьте».
Нетривиальным оказался и выбор команды. Главой избирательного штаба Собчак назвала Игоря Малашенко — известного в прошлом медиа-менеджера и одного из творцов ельцинской еще избирательной компании 1996 года.
Еще она пригласила присоединиться к своей кампании экономистов Вячеслава Иноземцева и Андрея Мовчана, юриста Елену Лукьянову. Отметив, что уже получила согласие журналиста Антона Красовского, основателя проекта «СПИД-Центр» на модерацию дискуссий по проблемам ВИЧ и Авдотьи Смирновой по темам инклюзивного образования.
Отвечать за работу по сбору подписей и взаимодействием с волонтерами будет политтехнолог Алексей Ситников — один из «гуру» российского рынка политтехнологий. Вошли в команду «кандидата против всех» и политехнолог Марина Литвинович, и журналистка Ксения Чудинова.
Люди, которых представила Собчак — очень разные, и в прошлом весьма заслуженные на предвыборном поприще. Хотя можно сказать, что основные их победы остались в далеком прошлом. Какой результат они смогут обеспечить кандидату сегодня — интересный вопрос. Но представляется, что каждый из них способен если и не «перевернуть шоу», то сделать его запоминающимся.
Клуб друзей Собчак ограничивать упомянутыми людьми не собирается. «Список экспертов, активистов, с которыми мы ведём этот разговор, по-прежнему открыт, мы вас ждём, мы нуждаемся также и в спонсорах, и помощниках и волонтерах. Я надеюсь, что на этот призыв откликнутся многие», — заявила она.
Другой интересный вопрос — это, разумеется, вопрос финансирования кампании. Без денег выборы провести невозможно. Выборы, о чем все догадываются, развлечение не только для популярных, но и для не совсем бедных людей. Собчак честно признала — своих денег на выборы у нее не хватит.
«Мы будем собирать деньги самыми разными способами: и просить их от бизнесменов, и буквально объявлять краудфандинг. Потому что моих ресурсов, конечно, не хватит. Как вы сами понимаете, у меня лично таких денег нет. Я — богатый человек, я плачу налоги в своей стране, у меня открыты счета, и в рамках кампании я, конечно, буду показывать все эти суммы. Я готова вложить часть своих денег, но, конечно, этого не хватит. Я рассчитываю на спонсоров, на людей, которые готовы поддержать мою платформу», — подчеркнула она. У Кремля она деньги ожидаемо брать не собирается, хотя сама по себе формулировка «деньги Кремля» — это что-то из разряда мифологии.
Это, разумеется, совсем не ответ на тему финансирования кампании. В России было не так много людей, которые собирали на выборы деньги «с миру по нитке». На ум приходит кампания Алексея Навального на выборах мэра Москвы в 2013 году, да, пожалуй, совсем древние кампании 90-х годов.
Собрать достаточную сумму за счет пожертвований на федеральной кампании в рамках всей страны, кажется, не удавалось никому.
Политику все равно требуется якорный инвестор, готовый потратить миллионы долларов, либо отстроенный партаппарат и всенародная известность, а также государственное финансирование партии, как у лидеров парламентских партий.
И все равно не вполне понятно, кто вложится в избирательный процесс в нынешних обстоятельствах. То есть в ситуации, когда даже сам кандидат не то что на победу, но даже на второе место не может всерьез рассчитывать.
Но надо думать, что этим вопросом Собчак озаботилась заранее, и какие-то деньги под ее кампанию уже есть. В конце концов, люди, чьи имена она назвала, работать «за бесплатно» не будут, а специалисты они весьма и весьма дорогие. А Собчак еще и пообещала открыть штабы по всей стране и посетить все города-миллионники — то есть вести кампанию всерьез. Все это потребует огромных трат.
Если кто-то и сомневался в серьезности намерений «дочки Собчака», то теперь эти сомнения отпали — она и впрямь идет на выборы. А значит — у нее есть принципиальные договоренности с российской властью (чтобы не употреблять слово «Кремль», которое Собчак так не любит) на предмет этого участия. По-другому в России «шоу» не проводится.
И вероятность того, что Собчак дойдет до этапа регистрации, и в бюллетене избиратель сможет увидеть ее фамилию, стремительно растет.
А вот дальше ее команде предстоит серьезная работа. И дело не в экономической программе от Иноземцева и Мовчана (чью фамилию сама кандидат еще недавно не могла толком вспомнить), проблема в принципиальной готовности электората воспринять Собчак всерьез и проголосовать за нее в марте. Тем более, что программы вообще мало кто из избирателей читает, а уверенности в том, что эту программу удастся реализовать хоть в какой-то степени — ровно ноль.
Проблема и в «соратниках» по оппозиции. «Террариум единомышленников» на этой площадке знатный. И весьма велика вероятность, что Алексей Навальный или кто-то из иных авторитетных оппозиционеров посчитает намерения Собчак нечистыми и будет играть против нее. Например, призовет к бойкоту выборов.
Получается пока, что Собчак действительно «против всех». И не в последнюю очередь — против потенциальных союзников.
Григорий Явлинский уже сравнил ее с Михаилом Прохоровым образца 2012 года. И в этом сравнении есть рациональное звено. Прохоров тоже говорил об открытости и необходимости изменения правил игры. О демократичности в самом хорошем смысле этого слова. Толку вышло немного. Надо думать, что его просчеты в рамках своей кампании штабисты Собчак учтут. Надо только не наделать своих ошибок.