Краснодарский блогер Михаил Малахов рассказал о том, что ему позвонили из полиции — сообщили, что на него поступило заявление общественников: мол, блогер разжигает рознь по отношению к социальной группе «работники полиции». И — пригласили на беседу. Что может грозить ему весьма неприятными последствиями в виде 282-й статьи Уголовного кодекса.
В этом не было бы ничего по российским меркам необычного, если бы не повод, который, по словам блогера, послужил причиной для доноса.
Дело в том, что возбудил неравнодушных граждан пост, где
Малахов цитировал роман-сказку известного детского писателя Николая Носова «Незнайка на Луне».
Роман был написан как сатира на капитализм в западных странах в далеком 1964 году, но теперь кому-то не понравилось, что в процитированном тексте упоминается, что полиция работает на богачей, а сами полицейские сравниваются с бандитами: «Грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!».
Непонятно до конца, чем может грозить блогеру его пост. В местной прокуратуре от факта сообщения открещиваются, говорят, что никакой проверки они не ведут и Малахова никуда не вызывали. И что звонок был, скорее всего, из полиции, в которой обязаны реагировать на жалобы граждан. Но такая проверка в наших реалиях взаимоотношений силовиков и блогеров не представляется чем-то невероятным.
Дела за «картинки в интернете» и «репосты» прокуратура начала возбуждать на регулярной основе.
Особый всплеск дел по экстремистским статьям пришелся на 2012 год и далее: по подсчетам юристов правозащитной организации «Агора», число случаев привлечения пользователей Рунета к уголовной ответственности резко — почти втрое — выросло в 2012 году — до 103, в 2013-м было уже 226, в 2014-м — 132, в 2015-м — 203.
Были и совсем абсурдные дела в этой связи. Скажем, к штрафу в размере одной тысячи рублей в ноябре 2015 года был приговорен житель Челябинска Иван Алексеев, разместивший на своей странице во «ВКонтакте» кадр из финского комедийного фильма о нацистах на Луне «Железное небо». В 2012 году аналогичный случай был с активистом из Казани, который поставил лайк под кадром из фильма «Американская история X».
Но и вполне реальный срок сегодня можно получить за перепост чужого сообщения или даже картинки в социальной сети. Логика правоохранителей следующая — перепостил, значит, опубликовал, опубликовал — значит, согласен с высказыванием.
В этом контексте и высказывание из сказки «Незнайка на Луне» вполне может быть сочтено криминальным.
Внук писателя, например, как-то высказывался в том духе, что роман опередил время, став описанием российского «дикого капитализма».
То есть советских детей пугали ужасами западного общества, а выяснилось, что при первой возможности мы сами и построили такое же общество.
Тут есть и такой интересный момент: если у полиции и впрямь возникли вопросы к тексту Носова, то не означает ли, что они узнали себя в описании и обиделись на писателя, а заодно и на надоедливого блогера?
Получается, конечно, полнейшая пародия или сатира, только уже не на западное общество, а на правоохранительную систему, суд, да и государство вообще.
Хотя нам не привыкать к творческому переосмыслению некрасивых и неправильных произведений в современном контексте. В том числе, и произведений для детей. В одной из постановок сказки Джанни Родари «Чиполлино», например, вместо свержения принца Лимона в конце овощи приходят к нему с петицией, и он отменяет все несправедливые указы. В державном духе исправили сказку: детям не стоит думать о том, что некоторые проблемы в стране не решаются мудрой и доброй властью и тогда возможна даже революция. Не надо об этом даже задумываться детям.
А депутат-коммунист Федоткин несколько лет назад и вовсе пытался бороться с русскими народными сказками из собрания Афанасьева, обнаружив в нем целый том «заветных сказок» — как показалось депутату, с нецензурщиной и развратом.
Впрочем, одно дело, когда в борьбу за исправление «детского» репертуара вступают депутаты или оригинально мыслящие режиссеры — то есть люди с особым видением мира. Тут же все-таки речь идет уже о силовых органах и об уголовной статье.
Фокус в том, что в мировой литературе вообще не существует бесспорных произведений, которые не задевают чьих-то чувств. Полиции, верующих, филателистов, меньшинств, женщин.
Впору задуматься уже — если доводить до абсурда — чтобы воспользоваться рекомендацией Фамусова из «Горя от ума»: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь».
Или рекомендацией брандмейстера Битти из антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»: «Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку! Похороны нагоняют уныние — это языческий обряд. Упразднить похороны. Через пять минут после кончины человек уже на пути в «большую трубу». Крематории обслуживаются геликоптерами. Через десять минут после смерти от человека остаётся щепотка чёрной пыли. Не будем оплакивать умерших. Забудем их. Жгите, жгите всё подряд. Огонь горит ярко, огонь очищает».
Все это кажется абсурдом, но наша жизнь преподносит порой такие сюрпризы, что не могли придумать даже писатели-фантасты.