Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Саакашвили без границ

Чем может обернуться скандальное возвращение Михаила Саакашвили на Украину

Возвращение на Украину экс-главы Одесской области Михаила Саакашвили с прорывом его сторонниками пограничного кордона может существенно осложнить жизнь президенту Петру Порошенко. Шансов на серьезную роль в украинской политике в статусе «лица без гражданства» у Саакашвили нет. Но вот у его партии — в коалиции с более влиятельными союзниками — есть возможность поменять расклад сил в преддверии украинской президентской гонки.

Украинская полиция возбудила уголовное дело против экс-главы Одесской области Михаила Саакашвили по статье 332 УК «Незаконная переправка лиц через государственную границу Украины».

Детали пограничного прорыва в данном случае имеют значение и говорят о том, что это явно была спланированная акция – причем, возможно, не только сторонниками Саакашвили.

«На берегу» ситуация выглядела так: Саакашвили лишен украинского гражданства указом президента страны Петра Порошенко. Украинские власти предупреждали, что при попытке пересечения границы ему будет отказано во въезде, а его украинский паспорт будет изъят. При этом сам Саакашвили заявлял, что он намерен оспаривать решение об аннулировании его украинского гражданства в судах.

В воскресенье 10 сентября бывший губернатор Одесской области отправился из польского города Жешув в заранее анонсированное путешествие на украинскую территорию в сопровождении большой группы журналистов и украинских оппозиционных политиков. Среди прочих его сопровождала Юлия Тимошенко — лидер партии «Батькивщина», имеющей сейчас самый высокий текущий электоральный рейтинг среди украинских партий (впрочем, он все равно не превышает 12%).

Сначала Саакашвили ехал на автобусе, затем в польском Пшемышле пересел на украинский поезд до Львова. Польская сторона пропустила Саакашвили беспрепятственно, однако украинская железнодорожная компания потребовала от него выйти из вагона, поскольку политику запрещен въезд на Украину. После этого Саакашвили пересел в автобус, отправился на пропускной пункт Медыка/Шегини, быстро прошел польский пограничный контроль и надолго задержался на нейтральной полосе.

Затем толпа людей, скандирующих «Миша» и поющих гимн Украины, прорвала оцепление пограничников с украинской стороны, окружила политика и провела на украинскую территорию.

При этом более тысячи сторонников Саакашвили разбили лагерь у границы еще накануне — хотя формально не было известно, что экс-губернатор Одесской области въедет на Украину именно в этом месте.

Если бы у украинских пограничников был приказ не пропускать Саакашвили с применением силы, они бы просто не дали его сторонникам разбить лагерь.

Находившийся на месте генерал погранслужбы пытался объяснять собравшимся, что их действия незаконны и предупреждал об уголовной ответственности. Слова не подействовали. Оказавшись на украинской территории, Саакашвили и его сторонники двинулись пешком через село Шегини, возле которого вообще нет крупных населенных пунктов. Однако через некоторое время за Саакашвили внезапно приехал автобус, на котором он уехал вглубь Украины — в итоге оказавшись во Львове. Спрашивается, кто именно прислал за ним этот автобус?

Вечером пограничная служба Украины расценила инцидент как «драку с представителями Национальной полиции и пограничной службы», которая «способствовала незаконному нарушению государственной границы группой лиц, среди которых были в т. ч. и народные депутаты Украины». Национальная полиция страны сообщила, что 11 полицейских получили телесные повреждения, пострадали пять пограничников.

Но, судя по всему, приказа силой противодействовать возвращению опального политика не было не только у пограничников, но и у полиции. Что понятно — если бы пограничники и полицейские попытались стрелять в Саакашвили и его сторонников, это вряд ли добавило очков украинской власти, в том числе в глазах Запада, на который она ориентируется.

Хотя сам Саакашвили по возвращении во Львов на площади Рынок заявил, что у него нет никаких конкретных дальнейших политических планов, что он просто «будет ждать жену и сына» и бороться за восстановление гражданства, его возвращение, несомненно, стало важным политическим событием для Украины. Саакашвили въехал в страну в окружении Юлии Тимошенко и мэра Львова, лидера партии «Самопомощь» Андрея Садового, которые и могут использовать Саакашвили и его партию как своего союзника.

Если Саакашвили не восстановит по суду украинское гражданство, сам он никуда баллотироваться не сможет.

При этом его партия «Рух новых сил» остается в легальном поле и пока имеет все законные возможности участвовать в парламентских выборах. Правда, по рейтингам на 3 сентября (это пока самые свежие данные) партия Саакашвили имеет только 1,9% поддержки и не проходит в парламент — для этого нужно преодолеть пятипроцентный барьер.

Личный рейтинг Саакашвили в украинской политике тоже неуклонно падал все последние годы. Сейчас резко отрицательно к нему относится 69% украинцев, а положительно или нейтрально — 18%.

Зато у Тимошенко и Садового ситуация существенно лучше. Партия Тимошенко пока вообще возглавляет список самых популярных политических сил на Украине (пусть и с очень низким результатом 11,4%), а партия Садового, весной этого года скатившаяся ниже пятипроцентного барьера, сейчас может рассчитывать почти на 7% голосов избирателей. Естественно, оба этих политика не прочь нарастить свой электорат за счет сторонников экс-губернатора Одесской области, даже если его партия не попадет в парламент.

Президентские и парламентские выборы по срокам должны пройти на Украине в 2019 году — с учетом бурной истории страны в последние годы, это очень нескоро. Но при определенных раскладах оппозиция может давить на Порошенко и требовать проведения внеочередных парламентских, а то и президентских выборов.

Для Петра Порошенко и его блока Саакашвили становится кем-то вроде Навального для российской власти: баллотироваться вроде никуда не может, но в политическом процессе все равно участвует и жизнь действующей власти портит.

Экстрадировать Саакашвили в Грузию, где его ждет судебная расправа при крайне малых шансах на честный и непредвзятый суд, Киеву вряд ли выгодно. В том числе потому, что Саакашвили из всех украинских политиков (пока его можно считать таковым) имеет лучшие личные связи с США и с администрацией Дональда Трампа. А действующая украинская власть только налаживает эти отношения — она откровенно рассчитывала на победу Хиллари Клинтон.

Оставлять Саакашвили в стране, чтобы он попробовал создать коалицию с Тимошенко и Садовым, тоже не очень выгодно. Правда, Порошенко может начать разыгрывать партию «Тимошенко и Саакашвили разрушают украинскую государственность» и сравнивать их действия с действиями руководства народных республик Донбасса. Но насколько на избирателей подействуют подобные аналогии, неизвестно. Популярность Порошенко низка, причем как раз сторонники более жесткой линии в отстаивании украинского суверенитета обвиняют самого президента в непоследовательности и излишней мягкости.

Гипотетически коалиция Тимошенко-Садовый-Саакашвили может стать главной силой в будущей Раде, хотя до сих пор «газовая принцесса» неизменно «кидала» всех партнеров по всем коалициям. Сейчас ни одна партия Украины не может рассчитывать на единоличное большинство в парламенте. Причем такой расклад наверняка не изменится до парламентских выборов — неважно, срочных или досрочных.

Так что украинская власть неслучайно завела против сторонников Саакашвили уголовное дело. Ей выгоднее попытаться перевести ситуацию в русло судебных процессов и обращаться с Саакашвили просто как с преступником, явным нарушителем украинских законов. Тем более что сам Саакашвили тоже собирался восстановить украинское гражданство по суду. А теперь как восстанавливать гражданство «дебошира», устраивающего массовые беспорядки на госгранице в сложный для государства момент?

Что может означать любое влияние фактора Саакашвили на украинскую политику и государственность для России? С одной стороны, Саакашвили своим возвращением с предельной наглядностью показал беспомощность украинских пограничников.

И это может стать дополнительным аргументом России и самопровозглашенных республик в пользу того, что Украина не сможет контролировать свои границы.

С другой стороны, для судьбы войны в Донбассе демарш Саакашвили вряд ли будет иметь принципиальное значение. Понятно, что если экс-президент Грузии останется в легальной украинской политике, его партия почти наверняка будет блокироваться с наиболее жесткими противниками России. Или такими непоследовательными политиками, как Юлия Тимошенко.

Новости и материалы
Путин указал вектор миграционной политики РФ
Ученые нашли опасные уровни токсичных химикатов в организмах атлантических косаток
Москвич заманил 16-летнюю девушку в подъезд и домогался ее
Путин призвал Запад вернуть взаимное доверие в отношениях с РФ
Путин призвал США к разговору о стратегической стабильности
Орбан выпил водки в честь «фантастической победы» Трампа
Путин двумя словами охарактеризовал президентов США
«У нас нет подлости»: в «Локомотиве» раскрыли секрет успеха
Путин указал на политику США «двойного сдерживания» России и Китая
Путин заявил, что сотрудничеству России и КНР ничто не помешает
Путин раскрыл цели США в отношении России
Жену Константина Эрнста высмеяли за фото в белых чулках: «Снято на «Руфон»?»
Путин заявил о попытках лидеров США проводить «скрытую интервенцию»
Ксения Собчак в платье с глубоким декольте станцевала под Леонида Агутина
Путин раскрыл, как США получали деньги «из воздуха»
Шнуров назвал русский мат частью культуры
Путин назвал Трампа мужественным человеком
Возлюбленная Джейсона Стетхэма снялась в образе с сетчатыми колготками: «Плохая училка»
Все новости