Сначала натуральный цирк вокруг еще не вышедшего и даже не готового фильма Алексея Учителя «Матильда» о романе последнего русского императора с балериной Матильдой Кшесинской устроила депутат Госдумы, экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская. А теперь дело дошло до цирка в буквальном смысле слова — на фильм «Оно» по книге Стивена Кинга с Биллом Скарсгардом в главной роли и лично на злого клоуна Пеннивайза ополчились российские клоуны.
Представители петербургского театра «Комик-Трест» решительно выступили против показа ленты в российских кинотеатрах. «Мы, клоуны с тридцатилетним стажем, заявляем — такие, с позволения сказать, «художественные» фильмы порочат честь нашей профессии и оскорбляют чувства клоунов нашей страны», — заявили в театре.
Даже сразу не поймешь — то ли это злая пародия на российскую действительность, то ли даже клоуны в нашей стране потеряли чувство юмора.
Причем не только питерские.
Против фильма выступил также директор Екатеринбургского цирка и по совместительству депутат заксобрания от «Единой России» Анатолий Марчевский, призвав жителей Свердловской области бойкотировать премьеру. По его словам, картина порочит профессию клоуна и наносит вред детской психике. «Я не считаю, что этот фильм принесет пользу нашим детям. Зато он может испортить праздник на всю жизнь: человек испугается и потеряет для себя великое искусство — цирк», — сказал Марчевский.
Как будто смысл искусства состоит только в том, чтобы приносить кому-нибудь пользу.
Кстати, интересно было бы посмотреть на человека, которого отвратил от цирка (далеко не самого популярного в России вида искусства) именно просмотр фильмов ужасов по Стивену Кингу. Скорее легче найти тех, кто избегает цирка из-за жестокости по отношению к животным в самих цирках — далеко не всем по душе идея выступления на манеже дрессированных зверей. Но буквально ассоциировать цирковых клоунов с персонажем Кинга пока, кажется, не приходило в голову никому в мире.
Марчевский заявил, что клоун — самый лучший друг для ребенка, и на этом доверии идет спекуляция. А также что не исключает создания международной коалиции клоунов для противодействия не только данной ленте, но и всем подобным фильмам. Притом, что Всемирная ассоциация клоунов, которую клоун и депутат Марчевский почему-то записал в свои союзники, отреагировала на фильм «Оно» принципиально иначе, чем их российские коллеги.
Как рассказала президент Всемирной ассоциации клоунов (WCA) Пэм Муди, они сделали подборку специальных материалов, чтобы подготовить членов WCA к выходу фильма. То есть занялись деликатной контрпропагандой. В частности, участникам ассоциации напоминают, что клоунское искусство нужно ценить и что клоуном нельзя стать, просто надев резиновую маску на Хеллоуин. Кроме того, WCA рекомендует не показывать такие хорроры, как «Оно», маленьким детям. Но — не призывает ни к какому бойкоту, не требует запретить фильм и не твердит об «оскорбленных чувствах клоунов».
Более того, по словам Муди, оригинальное «Оно», с которого все началось, представило концепцию этого персонажа, но на самом деле это не клоун. Он не имеет отношения к профессиональной клоунской работе. Тогда как российские клоуны почему-то решили, что Пеннивайз именно их реальный коллега, а не вымышленный персонаж.
С таким же успехом можно запретить к показу вообще все фильмы, где действуют отрицательные персонажи, исторические или вымышленные.
Как можно показывать на экране, например, фашистов — разве они не злодеи и не портят нашу психику? Или плохих врачей — это оскорбительно для людей в белых халатах. Уж не говоря про продажных полицейских, без которых, кажется, не обходится ни один российский сериал — или чувства полицейских менее ранимы, чем чувства клоунов, не говоря уже про чувства верующих, защищенные отдельным законом?
Психику людям портят не фильмы, постановки и выставки, а скорее панически-истерические по тону и содержанию реакции все новых и новых «оскорбляющихся» на фильмы, постановки и выставки.
И вот тогда 39-летний житель города Ирбита Денис Мурашов садится за руль УАЗа и таранит екатеринбургский кинотеатр «Космос», после чего выходит из автомобиля и бросает зажигательную смесь в здание кинотеатра. Во время допроса этот доморощенный «герой боевика» заявил, что таким образом он боролся с показом фильма «Матильда». Который, стоит напомнить, ни в этом кинотеатре, ни вообще нигде еще не показывали.
Следствие быстро выяснило, что мужчина состоит на учете у психиатра, и возбудило дело по «вегетарианской» статье «умышленное повреждение имущества, совершенное путем поджога». Хотя содеянное вполне тянуло на теракт.
Причем это далеко не первый случай проявления в России откровенной публичной дикости в отношении произведений искусства, спровоцированный заявлениями политиков и непосредственно связанных с властью людей и организаций. Так, в конце сентября прошлого года на выставке фотографий Джока Стерджеса в Центре фотографии имени братьев Люмьер 46-летний мужчина сначала нецензурно выражался, не реагируя на замечания сотрудников полиции, а потом облил неизвестной жидкостью из пластиковой бутылки фотографии в Белом зале галереи. Сам герой не признал вины, заявив, что действовал из чувства долга. По его словам, выставленные фотографии он облил «лечебной грязью из Крыма».
С психикой и у этого «героя» оказались проблемы, но «лечебная грязь» из всех щелей полилась гораздо раньше. В частности, ту же самую выставку за день до этого акта вандализма заблокировали члены провластной организации «Офицеры России». А ее председатель Антон Цветков на тот момент возглавлял один из комитетов Общественной палаты РФ.
Вот и реакция российских клоунов возникла не на пустом месте. Это прямое следствие российской политики по отношению к искусству и — шире — к культуре в целом. Чтобы довести такую политику до логического завершения, видимо, надо уже принять отдельные законы об оскорблении чувств людей всех профессий, конфессий и социальных групп. Например, аккурат навстречу фильму «Оно» быстренько подготовить и провести через наш покладистый парламент закон «Об оскорблении чувств клоунов».
И не стоит смеяться — в нашем цирке все очень и очень серьезно.